«Мы видели индейцев и маленькую Исландию»: автопутешественники-рекордсмены рассказали иркутянам о Чукотке |
По инф. Телеинформа |
02.04.2020 |
Иркутск вновь стал точкой маршрута известных путешественников Богдана Булычева, Александра Еликова, Евгения Шаталова и их команды. На сей раз целью экспедиции стали два мировых рекорда, покорение самого восточного и самого западного поселений Евразии и, собственно, путешествие через 24 региона России и 10 стран Европы.
По пути с Чукотки до Лиссабона команда сделала остановку в Иркутске и пообщалась со своими подписчиками и иркутскими журналистами. — В рамках проекта «Евразия: от края до края» мы уже установили один мировой рекорд — на легковых автомобилях доехали до самой восточной точки Чукотки и своим ходом выбрались назад. Сейчас в процессе установления второго, который предполагает маршрут от Чукотки до мыса Рока в Лиссабоне. Из-за коронавируса границы стран Евросоюза закрыли для путешественников, поэтому нам пока пришлось поставить свою экспедицию на паузу. Мы это обсудили с дирекцией Гиннеса. Как только ограничение снимут, мы продолжим путь и побьем второй мировой рекорд, — рассказал Богдан Булычев. Сейчас путешественники добрались до Москвы и пока находятся в режиме ожидания. Однако самая сложная часть этого колоссального маршрута — Арктика — уже позади, а значит, можно пока рассказывать о северных приключениях.
Самая восточная точка Чукотки — населенный пункт Уэлен — мечта любого арктического путешественника. Он растянулся на косе, которая отделяет лагуну Уэлен от Чукотского моря. Впервые село нанесли на карту в 1792 году, а, например, в 1910 здесь неделю простояла Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана, одним из руководителей которой был Александр Колчак. Добраться до этого места крайне непросто, тем более на легковых автомобилях. — Уэлен всегда был покрыт мраком, тайнами и чем-то таким несбыточным и недосягаемым, — начал рассказ Богдан Булычев. Его напарник Александр Еликов продолжил. Он заметил, что это — самый сложный угол Арктики. Его поддержал и Богдан Булычев. Он добавил, что на Чукотке есть не только тундра и бескрайние снега. - В одном месте мы увидели маленькую Исландию. Приехали туда, а вся долина с теплыми гейзерами, источниками. Снега нет, а над горячими реками шапки изо льда наморожены. Не представляете, до чего это красиво. И всюду — камни разной фактуры и цветов, — рассказал Богдан Булычев. Александр Еликов же отметил, что многие местные походят на индейцев. — Мы же все видели фильмы про индейцев. И вот ты смотришь на некоторых местных жителей и понимаешь, что им прицепить перья, одеть в соответствующий костюм, и это реально индеец. Это объяснимо: у них тут есть так называемый Чукотский мост — ледовый переход на материк Северной Америки. Они раньше туда-сюда ходили. Потому и смешались народы, — поделился наблюдениями Еликов. Живут они тоже довольно современно, насколько, конечно, позволяет местность. Раньше тот же Уэлен был селом в одну улицу с домами барачного типа, старыми и покосившимися. Сейчас это — современные дома на сваях (чтобы уберечься потопов, которые в этом месте нередки), построенные по современным технологиям, с панорамными пластиковыми окнами, из которых открывается вид на океан. За все это местные хвалят миллиардера Романа Абрамовича, который был губернатором Чукотки. — Его люди приехали, снесли все дома подчистую и отстроили заново. Сейчас у них есть также двухэтажная школа, трехэтажный музей и косторезная мастерская. В населенных пунктах нет сотовой связи, поэтому государство установило им спутниковый интернет и для всех жителей его бесплатно раздают через wi-fi. Причем они сделали очень интересную регистрацию. К нему можно подключиться только через сотовый, но так как связи там нет, на каждого жителя по прописке зарегистрировали симки на большой земле и выдали их вместе с паролем от интернета, — рассказал Булычев. Примечательно, что на Чукотке бок о бок живут самые разные этносы: чукчи, эскимосы, алеуты, эвенки, юкогиры. Каждый народ говорит на своем языке и не всегда они могут понять друг друга. У каждого из них — своя религия, несмотря на то, что в основной массе и официально они — христиане. Между тем, иногда там хоронят по языческим традициям. — На пути мы встречали кучки оленьих рогов. Оказалось, что это — своего рода захоронение. В этих местах местные оставляют умерших и обкладывают его рогами принадлежащих ему оленей. Их приносят в жертву, а рога используют для погребального обряда. И вот чем больше куча, тем богаче был оленевод при жизни. Несмотря на высокую стоимость оленьих рогов, эти никто никогда не трогает, — пояснил Богдан.
Каждый уголок Чукотки таит в себе удивительные сюрпризы, вот только откроются они только сильным духом. Чтобы увидеть всю эту красоту, путешественникам пришлось больше тысячи километров ехать по снегу, через метели и бураны, каждый день одерживая победу над стихией и сумасшедшими морозами до -64°. — Его много лет пытались покорить. На легковых машинах одни автопутешественники два года туда стремились попасть, кое-как туда доползли с посторонней помощью, но выбраться оттуда уже не смогли. Остались там. Мы видели их машины, которые сейчас уже абсолютно разрушены. Тем не менее, я об этой поездке мечтал, шел к ней 10 лет. Готовил маршрут, обдумывал. Наконец, когда три года назад сформировалась наша нынешняя команда, когда у нас за плечами остались две арктические экспедиции, я понял, что мы можем попробовать Уэлен, — рассказал Александр Еликов. На сей раз ребята выбрали специально подготовленные для суровых арктических условий машины на колесах 38 размера, с мощнейшими аккумуляторами и другими модификациями, которые позволяют преодолеть любые препятствия. — Мало того, что мы попробовали доехать до Уэлена, мы не побоялись заявить, что сами оттуда выберемся и выбрались. Уж этого точно еще никому не удавалось. Мы долго искали окно в погоде, чтобы подобраться к этому участку. И нам повезло: мы дождались едва ли не единственного солнечного дня и проскочили. Нам важно было именно поймать солнце, чтобы первыми встретить его восход на краю земли. Мы первыми в Евразии встретили рассвет и смотрели, как встает солнце, а где-то вдали виднеется Америка. Я и до этого первым в истории, первым в мире доезжал, например, до самой северной точки Евразии, до мыса Челюскин. Но таких эмоций, как на Уэлене, я ни разу в жизни не испытывал, — подлился впечатлениями Еликов. Там же он пополнил свою коллекцию печатей и штампов. В прошлый приезд в Иркутск Александр Еликов рассказывал, что у него есть специальная тетрадь, в которую ему оставляют отметки, печати и пожелания люди из самых труднодоступных, удаленных поселков и метеостанций. В этом сезоне путешественник добыл отметку от главы администрации Уэлена, а еще обзавелся местной пропиской. — Глава поселка была очень удивлена, когда я достал паспорт и попросил поставить штамп прямо в нем, — смеется Александр. Путешественники отмечают, что Уэлен сильно не похож на всю остальную Чукотку. Здесь люди живут совсем другой жизнью, у них свой быт, язык, культура, там иная природа и пища. Уэлен — маленький мир, который населяют всего 619 человек и для них он — лучшее место на всей земле. Копальхен, сало кита и другие гастрономические открытия Евгений Шаталов, как человек, отвечающий за питание всей команды, открыл для себя Чукотку с гастрономической точки зрения. В этой поездке путешественников угощали такими блюдами, которые в пафосных ресторанах стоят неприлично больших денег. А для жителей Арктики это — повседневная еда. — Одно из главных открытий Чукотки в этом году — местное блюдо копальхен. Это мясо моржа, которое перемешивают с его внутренностями, ливером, заворачивают всё это в жир, затем — в моржовую кожу, зашивают моржовьими жилами так, чтобы не поступал кислород, а затем оставляют. Такой продукт под прессом ферментируется и приобретает резкий специфический запах. Нас им угощали в местном музее. Когда принесли, помещение сразу заполнилось очень сильной вонью протухшей рыбы. Сразу скажу, даже попробовать такое не каждому под силу. А для местных — деликатес, прям как хамон, — отметил Евгений Шаталов. Не все товарищи Евгения решились это попробовать. Всё дело в том, что копальхен содержит в себе трупный яд и неподготовленный организм может испытать сильнейшее отравление, от которого запросто можно умереть. — Копальхен я попробовал, но это была именно проба. По вкусу напоминает рыбу, которую неправильно хранили, она протухла, а теперь ты ее ешь. Больше никогда это есть я не буду, — добавил Евгений Шаталов. Еще одно открытие — сало кита. О нем путешественник сказал, что оно настолько вкусное, что можно съесть вместе с пальцами. Структура у него такая: примерно 1,5 сантиметра шкуры, 1,5 сантиметра — сало. Местные его слегка коптят, за счет чего оно приобретает аромат. Если дополнить его соевым соусом, то получится еще один деликатес. — Также на удаленных стоянках оленеводом нас угощали мясом моржа, салом моржа, давали попробовать жир нерпы. Много разной строганины из рыбы, морских зверей. В Якутии угощали строганиной из жеребенка и оленины. В 50% случаев местные жители питаются свежезамороженными продуктами, — поделился своими впечатлениями Шаталов.
Вообще, почти все участники экспедиции признались, что их представления о Чукотке не оправдались совсем. Стереотипы о том, что это — сплошная ледяная пустыня, а чукчи — народ малограмотный, оказались лишь стереотипами. — Когда мы туда приехали, оказалось, что это — прекрасный и красивый край с не менее прекрасными людьми. Я их представлял как диких аборигенов, которые живут в ярангах и охотятся с копьями на китов. На самом деле это нормальные современные ребята, образованные, которые живут своим укладом, своим устоем, традициями. Чукотка для меня — было какое-то потрясающее открытие. Я знал, что большая часть ее покрыта горами, но я не предполагал, насколько это красивые горы. Когда мы туда прибыли, нас встречали с большим гостеприимством. Рассказывали про свой уклад, быт, традиции, культуру. Они — очень умный, интересный народ, — рассказал Евгений Шаталов. — Если при такой минусе оставить машину незаведенной на ночь, даже самый мощный аккумулятор сядет. Поэтому мы глушили моторы только когда теплело до -30°. Плюс у нас постоянно работали термопоты и мультиварки, чтобы всегда были горячая еда и питье, — поделился Богдан Булычев. Еще одна из мер безопасности — мощный свет по бокам и сзади машины. Приборы автопутешественники установили только в этом году и не раз оценили достоинства такой модификации. — У нас получилось нечто среднее между ближним и дальним светом фар. Это помогает в темноте обозревать пространство со всех сторон. Особенно когда идешь ночью через пургу, по замерзшему морю или заливу, где всюду торосы и надо выбирать правильный путь. Плюс дополнительная безопасность на стоянках, — добавляет Богдан. Он сравнил эту ситуацию с тем, когда в город заходит дикий зверь. Он у всех на виду, он — источник опасности и поэтому живущие в городе готовы на него напасть на опережение. — В Арктике мы были диким зверем, который зашел в город к белым медведям. Количество их следов там просто зашкаливало. По пути мы проезжали поселок Рыркапий, который стал в этом году стал очень известным. Около 60 особей белого медведя находились в поселке. Лед не успел встать и они не могли уйти к островам. Когда видишь огромное количество следов медведя, вмерзшую в лед тушу моржа, которую они ели, отгоняешь медведя от этой туши, когда проезжаешь, видишь скелет кита, которого они тоже ели, понимаешь, что шутки кончились. Так вот дополнительный свет на стоянках помогал нам отгонять дикого зверя. Плюс, когда подходишь к машине, не видишь, что происходит за ней, там темнота. А с задним и боковым светом можешь разглядеть все, — пояснил путешественник.
Кроме исследования Арктики и установления собственных мировых рекордов, путешественники выполнили одну из самых важных миссий современного человека. На всем пути они собирали информацию о местах загрязнения, чтобы потом передать ее «зеленым». — Нам встретилось огромное количество очагов загрязнения остатками промышленной деятельности человека. Где-то это — развалины ГОКов, где-то — рудники, где-то — военные базы. Все эти точки, координаты, мы фиксировали, чтобы передать их экологам, которые занимаются очисткой Арктики. Они вывозят оттуда железо, оставшееся от предприятий и техники, бочки с отработанным топливом. Так что когда активисты будут формировать свой план по очистке Севера, наша информация им очень пригодится и поможет сэкономить деньги и время на поиск очагов загрязнения, — рассказал Богдан Булычев. Сейчас те же бочки с отработкой представляют реальную угрозу экологии планеты. Емкости гниют и постепенно разваливаются, топливо проливается и уходит в почву. Чтобы остановить это чудовищное экологическое бедствие, путешественники и составили карту с подробными координатами и указанием, какие именно отходы и в каком количестве подлежат вывозу и утилизации. Следующие свои экспедиции команда Богдана Булычева и Александра Еликова также планирует посвятить Чукотке. Они мечтают более детально и подробно ее исследовать, проехаться по населенным пунктам внутри Чукотки, в другой раз — по ее краю и самым недосягаемым местам, посмотреть этот край не только зимой, но еще и летом. — Основной целью поездки этого сезона был Уэлен, поэтому мы не могли надолго останавливаться там, где нам хотелось. Поэтому мы обязательно вернемся на Чукотку, чтобы исследовать ее вдоль и поперек. Хочется вернуться. Представьте, что вы нашли у себя в шкафу Нарнию. Разве вы туда не заглянете снова? Конечно, заглянете. Так и у нас — на ближайшие три года все планы связаны с Чукоткой, — заметил Булычев. Путешественники признались, что местные китобои пригласили их летом поучаствовать в добыче кита. Об этом они хотят снять полноценный документальный фильм. Также хотят поближе познакомиться с северными поселками, заброшенными в 50-е годы прошлого века. Планов много, а значит, и экспедиций, исполненных приключениями, будет достаточно.
Полезное: навигатор и советчик по турпоездкам Навигатор по другим темам: Автомобили • Гаджеты • Секс • Зверье • Азартные игры • Прогресс • Что слушают известные иркутяне? • Приколы Для дела — туризм как бизнес: на Байкале • Выездной туризм • Объявления (недорого на уйму сайтов)
ЛЮДЯМ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:
Тэги: |