Записки начинающего кочевника |
Евгения ДУГАРЖАПОВА — специально для irktorgnews.ru |
12.07.2010 |
А начиналось все так. Иркутский клуб семейных путешествий «Байкальское кочевье», возглавляемый путешественником со стажем Даримой Цырендагбаевой, объявил о предстоящем крупном автопробеге с интригующим названием «По следам кочевых цивилизаций». Маршрут пробега пролегал по символическому кругу, священному «гороо» (движение по солнцу) куда вошли Восточная Сибирь, Монголия, Алтай, Хакассия. В ходе разработки идеи и плана автопробега к клубу присоединились также Иркутский областной краеведческий музей, представителем которого я и являюсь, и Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр», в лице его художественного руководителя Эрдэни Жалцанова. Идея проекта заключается в посещении исторических и сакральных мест, связанных непосредственно с кочевыми цивилизациями, населявшими эти территории. Но посетить не просто так, а еще и встретиться с интересными людьми, которые могли бы рассказать нам об этих памятниках истории и культуры, а также снять документальный фильм, рабочее название которого «Тропой кочевника». В пробег помчались девять человек на трех автомобилях. Правда, один экипаж из двух человек, поехал по малому маршруту – Иркутск-Улан-Батор - Хубсугул, а два других решились пройти большое «гороо». Кроме этого, к пробегу присоединился удивительный мальчик, отличающийся высокой любознательностью – мальчик-кукла Чигчий. В ходе поездки он будет встречаться с жителями Бурятии, Монголии, Алтая и Хакассии. Вместе с ним участники автопробега будут знакомиться с историей, культурой, природой и населением тех мест, где проложен маршрут пробега. Первым нашим пунктом по маршрутному листу было Иволгинское городище. По словам Баира Дашибалова, много лет изучающего этот объект – Иволгинское городище – это северный форпост империи, основанной хуннами в конце первого тысячелетия до нашей эры. Поселение являлось административным центром территорий от Хингана на востоке, до Алтая на западе и до Байкала на севере. «В первое тысячелетие до нашей эры, здесь кипела жизнь многотысячного города, - говорит Баир Дашибалов, указывая рукой на голые степные пространства. – Горожане вели в основном полукочевой образ жизни, соединявший традиции восточноазиатской и западноазиатской культур. Они жили в теплых домах, разводили свиней, три вида собак, среди которых были полуволки и доги, возделывали пашни и сеяли просо, занимались ремесленным делом, изготавливая удивительные украшения ювелирной работы из бронзы, золота, серебра, камней». Все это указывает на то, что хунны вели все-таки больше оседлый образ жизни, нежели кочевой. Утром 4 июля мы уже стояли на российско-монгольской границе в Кяхте. Длинная очередь состояла преимущественно из самих монголов, возвращавшихся из России на родину. Границу прошли довольно быстро. На монгольской стороне членов автопробега с песнями под гармошку встречала делегация известных монгольских деятелей культуры и искусства по распоряжению министра культуры Монголии, известного драматурга, писателя, поэта, художника, заслуженного деятеля искусств Монголии Бавуу Лхагвасурэна. По просьбе членов автопробега Лхагвасурэн организовал экскурсии по Музею природы Монголии, дацану Гандан хийд, музею Богдо Гэгэна, мемориальному комплексу советника трех тюркских каганов (557-745 гг. н.э.) Тонъюкука, музею истории государства Хунну внутри грандиозного комплекса «Чингисхан», высотой в 40 метров близ реки Тооло, местности Тэрэлж. Итак, автопробег продолжается. Впереди Гоби… |