К чему бы это? В древних израильских храмах обнаружена конопля |
Максим Руссо, polit.ru |
05.06.2020 |
На двух каменных алтарях в храме VIII века до нашей эры в Израиле ученые обнаружили следы конопли и ладана.
Древнее поселение Тель-Арад было найдено более полувека назад в десяти километрах к западу от современного израильского города Арад. В течение многих сезонов раскопки Тель-Арада возглавляли археологи Тель-Авивского университета Йоханан Аарони и Руфь Амиран. Ученые определили, что здесь находилось обширное ханаанское поселение бронзового века, которое существовало примерно до 2650 г. до н. э. Затем место было заброшено, пока в XI веке до н. э. его не заселили иудеи. Сначала это была неукрепленная территория, видимо, культового характера, а с IX века до н. э. здесь были построены крепостные стены, и город стал важным опорным пунктом на южной границе Иудейского царства. Наибольший интерес представляет храм в Тель-Араде, расположенный в так называемом верхнем городе. Он был открыт Йохананом Аарони в 1962 году. Это редкий пример культового центра за пределами Иерусалимского храма. По мнению Аарони, святилище в Тель-Араде было центром культа Яхве и богини Ашеры. Устройство его было похоже на Храм Соломона. Руины храма датируются примерно 750–715 годами до н. э. Культовый центр в Тель-Араде существовал более века, пока не был засыпан землей в VII веке до н. э. Это событие связывают с деятельностью царя Иосии, сторонника последовательного монотеизма, который велел разрушить и осквернить все места совершения культов за пределами Иерусалима. Однако археологические находки показывают, что подношения масла, пшеницы и вина делались в Тель-Араде вплоть до эпохи вавилонского пленения, когда крепость была окончательно разрушена между 597–577 гг. до н. э. Но даже после этого культовый центр не исчез окончательно. В персидский, маккавейский, римский и ранний мусульманский период местные жители продолжали приносить жертвы на священном участке верхнего холма. У входа в «Святую святых» храма в Тель-Араде были найдены два известняковых камня, которые ученые считают алтарями. Один имеет размеры 20 на 20 сантиметров и 40 сантиметров в высоту. Второй чуть больше: 40 на 40 сантиметров и высотой полметра. На поверхностях обоих алтарей сохранился неопознанный черный затвердевший органический материал. Ранее не удавалось определить его состав, пока в новой работе ученые во главе с Эраном Ари (Eran Arie) из Музея Израиля в Иерусалиме не исследовали его современными методами. Полученные ими результаты опубликованы в журнале Tel Aviv, который издается Институтом археологии Тель-Авивского университета. Анализ производился независимо в двух лабораториях — в Технионе (Хайфа) и в Еврейском университете в Иерусалиме. Измельченные в порошок образцы помещали в смесь дихлорметана и метанола высокой чистоты и в течение 15 минут воздействовали на них ультразвуком. Затем их центрифугировали с частотой 3500 оборотов в минуту в течение 10 минут. Для идентификации выделенных химических веществ использовались газовая хроматография и масс-спектрометрия. В результате на меньшем алтаре были обнаружены остатки каннабиноидов, в частности Δ9-тетрагидроканнабинола, каннабидиол и каннабинол, а также ряд терпенов и терпеноидов, что позволяет предположить, что на алтаре сжигались соцветия конопли. Также там были обнаружены органические остатки, опознанные как навоз животных. Авторы исследования полагают, что смола конопли смешивалась с навозом для облегчения нагревания. Более крупный алтарь содержал совокупность босвеллиевой кислоты и норурсатриена, которые содержатся в ладане. Отмечены также следы животных жиров, так что, видимо, ладан перед использованием смешивался с жиром. Обсуждая полученные результаты, авторы работы отмечают, что вдыхание каннабидиола и тетрагидроканнабинола оказывает на людей психоактивное действие, так что сжигание на алтаре конопли в смеси с навозом могло использоваться, чтобы вызвать экстатическое состояние в ходе религиозных обрядов. Письменные источники не содержат прямых упоминаний о таком использовании конопли в древней иудейской религии, но оно отмечено в других традициях. Как культовый обряд, возможно, шаманский, интерпретируется рассказ Геродота об употреблении конопли скифами: «Взяв это конопляное семя, скифы подлезают под войлочную юрту и затем бросают его на раскаленные камни. От этого поднимается такой сильный дым и пар, что никакая эллинская паровая баня не сравнится с такой баней. Наслаждаясь ею, скифы громко вопят от удовольствия» (IV. 75 перевод Г. А. Стратановского). Этнографы зафиксировали такое использование смолы женских растений конопли у племени гадди в индийском штате Химачал-Прадеш, а также листьев и соцветий конопли в королевстве Буганда в Африке (в юго-восточной части современного государства Уганда). Существует даже спорная гипотеза о том, что конопля использовалась в обрядах раннего иудаизма, но для нее пока не хватает доказательств. Обычно сторонники этой гипотезы считают коноплей растение канех босем (בֹשֶׂם-קְנֵה), которое пять раз упоминается в Ветхом завете. В синодальном переводе это растение названо «тростник благовонный» («И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания» Исход 30:22–25). Даже существуют современные религиозные группы (THC Ministries, Green Faith Ministries, Temple 420), которые на основании такой интерпретации включают коноплю в состав елея. Но большинство исследователей, а также представители иудейской традиции полагают, что канех босем — это аир болотный (Acorus calamus) или челнобородник лимонный (Cymbopogon citratus). Возможно, нынешняя находка станет поводом для возобновления дискуссии о конопле в раннем иудаизме. Эран Арье комментирует результат так: «Впервые конопля была обнаружена на Древнем Ближнем Востоке. Ее использование в храме должно было играть центральную роль в проводимых там культовых ритуалах». Использование ладана, напротив, хорошо засвидетельствовано на Древнем Ближнем Востоке, в Египте и Греции. В Библии стоимость ладана оценивается выше золота и драгоценных камней, и он называется царским сокровищем. Ладан получали из смолы деревьев рода босвеллия (Boswellia), растущих на юге Аравийского полуострова, острове Сокотра и в Восточной Африке. Чтобы получить ладан, на коре дерева делали несколько надрезов и ждали, когда выступившая из них молочно-белая смола засохнет в течение нескольких дней. Цвет высушенной смолы варьируется от светло-желтого до темно-коричневого. Ладан входил в состав «благовонного курения», которое возжигали на жертвеннике перед завесой Иерусалимского храма. Также его применяли в светской жизни как косметическое благовоние (об этом упоминается в Песни Песней) и как лекарство. В качестве более дешевого аналога смолы босвеллии использовалась камедь ладанника критского (Cistus creticus), широко распространенного в восточном Средиземноморье. Поэтому при необходимости происхождение ладана уточняли, как это делает пророк Иеремия, говоря: «Для чего Мне ладан, который идет из Савы» (Иер. 6:20), то есть с юга Аравии. Навоз и животный жир, по словам авторов исследования, служили необходимым топливом в условиях Тель-Арада, где дерево было дефицитом. Для горения конопли требуется сравнительно небольшая температура, не превышающая 150 °C. Ее можно достичь, сжигая высушенный навоз. Высвобождение ароматических веществ из ладана происходит при температуре 260 °C, для поддержания которой годится животный жир.
ЛЮДЯМ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:
|