Автопробег «По следам кочевых цивилизаций» завершается
20.07-21.07.
Горно-Алтайск
В город приехали утром 20 июля. Опоздание составило трое суток. На запланированный нами фестиваль народных игр «Эл-Ойын», который проходил с 16 по 19 июля, мы, к сожалению, не успели. Вообще за все время пребывания в Горном Алтае мы многое не успели сделать. Все пошло в разрез с намеченным графиком. Учреждения культуры в день нашего приезда были в отгулах после фестиваля, из-за чего музей не посетили, на плато Укока не съездили, на фестивале, собственно, не побывали. Однако унывать никто не собирался. Все отнеслись к этому философски, решили, что если в этот раз Горный Алтай не захотел раскрыться перед нами, значит, есть повод приехать сюда снова.
Впрочем, если духи Алтая решили не открывать свои сакральные тайны про принцессу Укока, захоронения и другие культовые места, то, как гостеприимная республика, Горный Алтай раскрылся во всей своей красе. Здесь, далеко от своего дома, члены автопробега встретили своих давних друзей: известного режиссера и музыканта Ногона Шумарова и выходцев из Читинской области Долгормы и Санжи Дамдиновых. Во дворе дачного участка гостеприимных Дамдиновых мы сидели вокруг костра и слушали в исполнении Ногона алтайские мелодии на древних музыкальных инструментах – комусе, шооре, топшуре.
Примечательно, что Ногон – основатель национального фестиваля народных игр «Эл-Ойын». С 1988 года он полностью режиссирует этот фестиваль. Праздник собирает участников со всего Алтая, а также из Монголии, Тувы, Хакассии, Казахстана. В этом году участвовала также делегация из Турции. Спортсмены соревнуются в девяти национальных видах спорта, таких как: борьба, стрельба из лука, конный спорт, гиревой спорт, поднятие камней, игра с тушей козы (своеобразный конный футбол, правда, вместо мяча используют козью тушу. Местные утверждают, что после такой игры мясо козы становится очень сочным и вкусным), алтайские шашки, смотр конной упряжи и шорных изделий. Устраиваются конкурсы, костюмированные шествия, выступления артистов-сказителей, конкурс национального костюма.
22.07-23.07
Затерянные в тайге
На карте автомобильных дорог прямой дороги от Междуреченска Кемеровской области до Абакана нет. А в Абакан попасть надо. Спросили у местных. Посоветовали ехать до поселка Ортон, оттуда в Балыксу и прямиком до Абакана. «Дорога, правда, там не очень, - сказал нам кто-то из аборигенов, - но с вашими машинами, думаю, справитесь». По карте от Междуреченска до Ортона (ок. 100 км) дороги нет, зато от Ортона до Балыксы (чуть более 60 км) – отсыпанная.
Если б знали, куда мы попадем, мы бы наверно еще раз подумали, стоит нам ехать по этой дороге или нет. Подъехав к Ортону, расположенному за двумя горными перевалами в 100 км на труднодоступной территории, узнали, что поселок является режимным поселением. Затем на Ортонском блокпосте нам объявили, что та дорога, по которой мы приехали, покажется нам асфальтом по сравнению с тем, что ожидает нас дальше. В итоге, пройдя необыкновенно сложные участки в дремучей тайге (на карте дорога обозначена более привлекательно), куда, казалось, не ступала ни одна нога человека, ночью, мы наткнулись на табличку, на которой издевательски красовалась надпись «ТУПИК. ДОРОГИ НЕТ». Пришлось возле этой таблички и переночевать. Рано утром, скорее всего благодаря нашим молитвам и не умирающей надежде выбраться когда-нибудь из этого тупика, к нашему палаточному лагерю вдруг подъехал «уазик». Его водитель нам и помог разобраться, в какую сторону нужно двигаться дальше. Когда выехали на федеральную трассу, нашей радости не было предела.
24.07 – 25.07.10
Хакасия
Если в Горном Алтае мы ничего не успели рассмотреть, то в Хакасии мы увидели все. Как говорится в путеводителе, «Хакасия по праву считается «археологической Меккой» Сибири». Действительно, цветущие степи с множеством целебных озер и стремительных рек, впадающих в Енисей, сплошь усыпаны тысячами каменных изваяний и курганных могильников, менгиров и руин древних оборонительных укреплений.
В Хакасском национальном краеведческом музее им.Л.Р. Кызласова научный сотрудник Аграфена Чепашева очень интересно и увлекательно рассказала нам об истории степей со времен древнего человека, о развитии древнего искусства, начиная с первых наскальных рисунков, заканчивая каменными изваяниями – менгирами с разнообразными самобытными изображениями. В музее, как внутри здания, так и перед ним находится множество таких стелл и монолитов, достигающих в высоту до четырех метров. Их возраст колеблется от 2500 до 3000 лет. На узкой грани стеллы, в центральной части, высекалось лицо девушки или фантастического существа и отходящие от него другие изображения в виде мифических и реалистических животных и сакральных символов. Лицо делилось на три части, означающие миры: верхний мир богов (лоб, глаза), средний мир (нос), подземный мир (рот). Интересно, что если посмотришь на стеллу с одного бока, то она приобретает вид разъяренного зверя, если с другой – беременной женщины, олицетворяющей солярный или солнечный знак. Аграфена Чепашева также рассказала нам о древнем тюркоязычном народе - хакасах, история которого насчитывает целое тысячелетие. В культуре хакасов сочетаются степные традиции кочевников с таежным охотничьим укладом.
После посещения музея наши провожатые, хакасские друзья Эрдэни Жалцанова - Мотос Черпаков, Мария Кыстоякова и Артем Топоев, повезли нас осматривать местные достопримечательности: место съезда всех хакасских княжеств на протяжении многих тысячелетий – гору Кюнь, недалеко от Красноярского водохранилища, а также исторический памятник тагарской культуры - Салбыкский курган.
Сделав подношения местным духам на вершине горы Кюнь, которая, по словам Мотоса, является центром Хакасско-Минусинской котловины, мы кое-как взобрались на отвесную скальную стену, с узким порожком, на котором может развернуться лишь один человек. На скале еще сохранились древние петроглифы, изображающие людей и животных. Как долго эти рисунки еще будут радовать глаз человека -- неизвестно. Дело в том, что современная местная молодежь по-своему желает приобщиться к древней культуре, варварски нанося свои имена на рисунки древнего человека.
Ближе к вечеру мы добрались и до Салбыкского кургана, который находится в так называемой долине царей. Это самый большой курган - захоронение скифского времени не только в Хакасии, но и во всей Сибири. Курган датирован V в. до н.э. Как рассказал нам историк Артем Топоев, первоначально насыпь в виде пирамиды достигала в высоту 30 метров. Ограда кургана сложена из массивных плит песчаника, высота которых около двух метров. В центре кургана в склепе был захоронен 70-летний мужчина. Рядом лежит его молодая жена, видимо специально умерщвленная, а также рабыни. Считается, что это захоронение царя, которому была подвластна вся территория Хакасско-Минусинской котловины эпохи всадничества и кочевничества, распространившейся на весь степной пояс Евразии в 7-6 веках до н.э.
По дороге в Красноярск Хакасия подарила нам еще один сюрприз. Двигаясь вдоль федеральной трассы, мы случайно заметили археологические раскопки, как оказалось захоронение окуневской культуры. Впервые за пробег нам довелось увидеть расчищенные раскопки, где хорошо просматривается местоположение каменных погребальных ящиков и оградительных стен. На раскопках работает очень приятная женщина, научный сотрудник Хакасского государственного университета Тамара Плинта. Она составляет карту захоронения, зарисовывает буквально каждый камешек, и где как лежит, и какого он размера. Тамара рассказала, что этой экспедицией занимается известный питерский археолог, изучающий в основном окуневскую культуру, Игорь Лазаретов. Окуневцы - народ, созданный смешением европеоидов, пришедших с запада и местных монголоидов.
26.07.10
Автопробег завершается, мы возвращаемся домой. Выражаем искреннюю и огромную благодарность всем людям, которые оказали нам помощь в проведении данного путешествия: кто не бросил нас в пустыне, кто помог нам в дремучей тайге, кто знакомил нас историей древних кочевых цивилизаций, кто принимал у себя дома,
Особая благодарность - Иркутскому заводу розлива минеральных вод - на протяжении всего пробега, в любое время и погоду нас спасала живительная чистая вода сибирских источников; - Бурятскому республиканскому отделению КПРФ, который помог нам с жизненно необходимыми в тяжелой дороге палатками, спальниками и самое главное рациями; - ЗАО «Сетьтелекому» за интернет, к которому мы подключались посреди Гоби, алтайских гор, чтобы отправить «Записки начинающего кочевника»; - АО «Байкалфарм» за их продукцию, которую мы раздавали в качестве подарков нашим провожатым по Монголии, Горному Алтаю и Хакасии; - ОАО «Сибирьтелеком» Бурятский филиал – за денежные средства, которые позволяли нам покупать бензин и двигаться все дальше и дальше по маршруту; - ООО «Дорстройсервис» – за дизельное топливо, без которого наш грузовик «не сделал бы и шагу»; - ООО «Байкалтелеинформ» - за денежную и информационную помощь; - Автоцентру «Моторный ряд», который помог подготовить автомобили к пробегу; - Дизайн-группе «Автограф»- за изготовление логотипа-наклейки с маршрутом автопробега на автомобили;
А также:
информационным спонсорам: Иркутская Торговая газета, ИА Телеинформ, Аргументы и факты Восточная Сибирь, Новая Бурятия (Улан-Удэ)- за своевременное освещение всех этапов автопробега в СМИ.
Евгения Дугаржапова
|