15.07.-20.07. Аймак Алтай Говь (Монголия) – г. Горно-Алтайск (Республика Алтай, Россия)
Казахи в Монголии
Движемся в сторону русско-монгольской границы. Грузовик все также требует ремонта. Скорость движения 20 км в час. Очень медленно. Не успеваем на фестиваль в Горно-Алтайске.
Окружающий нас ландшафт меняется со степного на горный. На пути все чаще появляются шумные, стремительные реки и небольшие пресные озера.
Недалеко от Манхана, у речки, мы и решили расположить свой лагерь. К нашему удивлению, совсем рядом, почти по всей долине раскинулись древние погребальные сооружения – керексуры или каменные насыпи, окруженные круглой каменной оградой. Если считать, что эти сооружения относятся к культуре плиточных могил, то возраст захоронений относится приблизительно к первому тысячелетию до нашей эры и шестому веку нашей эры.
Спросили у местных: бывал ли тут кто из археологов? Исследованы ли эти захоронения? Оказалось, что археологи были, но по другую сторону реки. Тут же монголы посоветовали нам посмотреть петроглифы на скалах недалеко от их юрты. Мы не преминули воспользоваться случаем и взобрались на вершину горы. Рисунки животных, колесниц, людей. Как потом мы узнали в музее городка Ховд – эти петроглифы являются самыми древними в Монголии, возраст которых колеблется от 15 до 20 тысяч лет. «Наверно, кто-то там наверху смотрит за тем, где нам нужно остановиться, уж очень удачно мы остановились на ночлег, – констатировала Марина Никитина».
16.07. – 17.07 Казахи в Монголии Въезжаем на территорию аймака Кобдо или Ховд, в котором основное население казахи. Это второй по численности народ в Монголии после халха-монголов. Оказывается, их предки пришли в середине XIX века с южного склона Монгольского Алтая, верховьев Бухтармы и долины Чёрного Иртыша.
Первое, что мы ощутили, въехав на землю проживания казахов – некоторая закрытость местного населения. Не враждебность, а именно закрытость. Казахские селения располагаются вдали от оживленной трассы, а местные жители, в отличие от любопытных монгол, стараются уклониться от объективов видеокамер и фотоаппаратов.
Въехали в Ховд, или по-русски Кобдо – центр Кобдоского аймака. Аккуратненький городок с современными постройками. «Где, где старый город? – восклицала Дарима, проезжая по центральным улицам Ховда. «Я совсем не это ожидала увидеть, - разочарованно продолжала она». И только при выезде мы увидели остатки старой стены крепости, где до 1919 года проживали члены династии Цинн.
Однако, большую известность Ховд приобрел в связи с событиями 1910-х гг. В 1912 году губернатором Кобдо, за заслуги во время взятия крепости этого города, стал деятель национально-освободительного движения в Западной Монголии - Джа - лама. До 1914 года он был самым влиятельным князем во всей Монголии.
Из истории
В своем хошуне он ввел ряд новшеств, и в этом нашел выражение его многосторонний характер. Он познакомил своих последователей с сельским хозяйством и даже заказал некоторые сельскохозяйственные машины из России. Он предписывал своим людям строить постоянные здания, собирать сено на зимние месяцы и носить русские сапоги. Он основал несколько школ и организовал образцовый монастырь со строгими правилами. Он ограничил количество лам и призывал многих из них в свои отряды. Он обучил свои отряды европейским методам ведения войны. Он пробовал улучшить породу монгольских лошадей и рогатого скота, заказывая их из России. Он был чрезвычайно жесток к своим врагам и редко доверял своим последователям. Они рассказывали о нем, что он лично пытал заключенных, срезая полосы кожи со спин и клеймя их раскаленным железом. Монастырь Улангом однажды восстал против его новшеств, в результате чего несколько лам были запороты до смерти. Он пытал русского торговца, чтобы получить от него открытое признание. Все монгольские князья в области Кобдо опасались его и даже прислуживали ему как обычные слуги: седлали лошадей и держали его стремя
18.07.-19.07 Заехали в Улгы. Нам повезло. Мы попали на праздник урянхайских монголов. «Надам» длится два дня. Он собирает урянхайцев со всех аймаков Монголии. Так, например, мы познакомились с делегацией, которая ехала сюда из Эрдэнэта в течение пяти суток на автобусе. В основном, программа праздника заключается в смотре художественной самодеятельности, спортивных состязаний практически не проводят.
Посетили местный музей, в котором экспонаты рассказывают в основном об обычаях и традициях монгольских казахов: национальная одежда, предметы быта, жилище и прочее.
Заплатили 50 тугров за вход на местный базар – и чего тут только нет! Сладости, пряности, ковры, табак, кумыс - все как на средневековом среднеазиатском базаре. Женщины в белых платках и разноцветных жилетах, мужчины в тюбетейках и широких шароварах.
19.07. – 20.07.10
Русско-Монгольская граница. Село Цаган нур. Приехали ночью. Разбили рядом с пограничным постом палатки. А наутро достаточно быстро и безболезненно перешли на Российскую сторону. Кто-то с радостью воскликнул «Ура! Наконец-то мы дома, в России!», а кто-то, смахнув слезу, с грустью попрощался с Монголией.
Евгения Дугаржапова
P.S.
Автопробег «По следам кочевых цивилизаций» продолжается уже более двух недель. Сейчас его участники готовятся к старту из Горно-Алтайска.
Как сообщают участники пробега, за это время они посетили памятные, сакральные и исторические места Монголии: памятник Тоньюкука, каньоны Цаган – Субургаа, погребальные захоронения и петроглифы Манхана, город Кобдо. Кроме этого, побывали на двух крупных монгольских празднествах в аймаках Мандал – овоо и Улгы. Общая протяженность пробега Иркутск – Улан-Батор – Горно-Алтайск составила 4200 км.
Во время путешествия сломался грузовик, скорость движения снизилась до 20 км в час. Опоздание от графика составило три дня. Запланированное участие в национальном фестивале «Эл – Ойин» на Горном Алтае, которое должно было пройти 16-19 июля, не состоялось из-за позднего перехода через российско-монгольскую границу.
Следующий пункт назначения автопробега – Хакассия.
Наши спонсоры: ОАО «Сибирьтелеком» Бурятский филиал Автоцентр «Моторный ряд» ЗАО «Сетьтелеком» SKY ALTEGRO Дизайн-группа «Автограф» «Иркутский завод розлива минеральных вод» АО «Байкалфарм» Бурятское республиканское отделение КПРФ Информационные спонсоры: Иркутская Торговая газета, ИА Телеинформ, Аргументы и факты г. Иркутск, Новая Бурятия (Улан-Удэ).
|