Космонавт Борис Волынов - об аварийной посадке «Союза-5»: «Думал – все, помираю" |
По инф. Телеинформа |
03.06.2016 |
Летчик-космонавт, дважды герой Советского Союза, почетный житель города Борис Волынов 3 июня поделился с иркутянами подробностями аварийного приземления и рассказал о технологиях космической станции «Салют-5». В 1969 году Борис Волынов совершил полет на космическом корабле «Союз-5». Напомним, тогда впервые произошла стыковка двух кораблей в открытом космосе – «Союз-5» и «Союз-4». Когда Борис Волынов возвращался на «Союзе-5» на Землю, пришлось совершить аварийную посадку – по словам космонавта, приборно-агрегатный отсек не отделился в положенный срок: – Я крутился с высоты орбиты примерно до ста километров над землей, потом, войдя в плотные слои атмосферы, отсек загорелся. У меня потом, по замерам, был нагрев шесть с половиной тысяч градусов. Дальше падал с перегрузкой в 9-10 единиц. Думал – все, помираю. Но я участвовал в расследовании гибели Комарова (Владимир Комаров, летчик-космонавт, погиб в 1967 году при посадке корабля, – прим. ред.), а потому до самого конца вел запись событий в бортовом журнале. Отметим, после этого Бориса Волынова на несколько лет отстранили от полетов, однако он добился восстановления, с 1971 года его включали в состав экипажей-дублеров. Второй свой полет Борис Волынов совершил в 1976 году вместе с космонавтом Виталием Жолобовым, на орбитальную станцию «Салют-5», созданную по программе военных орбитальных пилотируемых станций СССР «Алмаз». – Второй полет очень интересный был. На мой взгляд, эта станция – одна из самых современных. Ну, скажу, что до сих пор у нас и сейчас нет еще того оборудования, которое стояло в 1976 году. Борис Волынов рассказал, что на борту была установлена электромеханическая система стабилизации (ЭМСС) – система силовых гироскопов, которая позволяла снизить расход топлива до 152 граммов в сутки, при этом оборот вокруг Земли станция делала за полтора часа при общем весе в 27 тонн. По словам космонавта, есть вероятность, что этот аппарат скоро появится на выставке как экспонат в музее космонавтики на ВДНХ.
Он также подчеркнул, что перед запуском «Салюта-5» готовили две одинаковые станции, одну оставляли на Земле и запускали обе одновременно: – Когда на той, что внизу, возникала какая-то неисправность, за проблему сразу брались специалисты и искали пути решения, причем использовали только те инструменты, которые были на самой станции. И когда, где-то через месяц, приходило сообщение из космоса о такой же поломке, космонавтам сразу давали конкретные указания, что нужно сделать, чтобы все исправить. Но на 42-е сутки полета возникла непредвиденная ситуация – все приборы остановились. Это произошло на ночной стороне Земли, ни сообщить никому, ни разглядеть ничего. К главному модулю мы с инженером пробирались на ощупь. С поломкой справились за 1 час 47 минут. Причину поломки я вам до сих пор не могу назвать, но скажем так, она была связана с электроникой, – рассказал космонавт. Кроме того, Борис Волынов рассказал, что накануне полета Юрия Гагарина прыгал с его парашютным куполом в полном скафандре: – Надо было проверить, получится ли у космонавта, если что-то пойдет не так, приземлиться самостоятельно. Вместе со скафандром я весил 180 килограммов. Но ничего, приземлился нормально. Космонавт с удовольствием отвечал на вопросы юных иркутян. Так, оказалось, что любимым видом спорта у Бориса Волынова является боевое дзюдо, а позывной «Байкал» он выбирал себе сам: – Я люблю Иркутск, Иркутскую область и, конечно же, бывал на Байкале. Потому мой позывной сочетал и шифр, и реальность – я наблюдал за озером Байкал из космоса. В Иркутске и Приангарье сейчас бываю по мере возможностей. Он также отметил, что сейчас, в отличие от советского времени, среди космонавтов нет летчиков-истребителей – эта сфера перешла в ведомство гражданских лиц. Напомним, Борис Волынов окончил военное авиационное училище, служил в авиачастях Московского округа ПВО. К слову, он поделился воспоминаниями о том, на каких самолетах летал: – Начинали мы с неустойчивых, но маневренных цельнометаллических истребителей Як-11. Летал и на реактивном МиГ-15. Специфика была такова, что взлетали мы с неподготовленной полосы – это было чуть укатанное тракторами и катками поле. В воздух поднимались с полным боекомплектом. Он также посетовал, что в космонавтике сейчас мало новых громких имен: – Ученых такого уровня, как Сергей Королев, уже нет, а новых почему-то не появляется. Но с другой стороны, смотрите, за пять лет появился наш космодром – Восточный. Значит, дай бог, и люди появятся. Напомним, мероприятие проходило в областной юношеской библиотеке имени Иосифа Уткина.
ЛЮДЯМ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:
|