Иркутская VIP-прослушка: под какую музыку смотрит на звезды Сергей Язев |
Саша П., секретный сотрудник |
26.04.2016 |
Эту прослушку пришлось добывать с небольшим мирным боем. Для этого спецагенту пришлось набраться наглости и настырно отвлекать от работы директора астрономической обсерватории, старшего научного сотрудника Института солнечно-земной физики СО РАН, доктора физико-математических наук Сергея Язева. Очень уж хотелось узнать о музыкальных вкусах человека, каждая лекция которого о науке звучит как песня. И вот, оно случилось! Сергей Язев, директор астрономической обсерватории ИГУ: Итак, десять музыкальных предпочтений… Я очень не хотел об этом писать. Писать честно – значит, максимально открыться напоказ – зачем? Но беда в том, что я, не подумав, обещал всё-таки об этом написать двум уважаемым мною людям – Михаилу Дронову и Александре Поблинковой. Обещав, надо делать. Я тянул, ссылался на жуткую занятость (почти не лукавя). Но, наконец, решился. Начну в той музыки, которая врезалась в сознание (и подсознание) давно – в детстве/юности. Понимаю, что ее (эту музыку) из мозга уже не стереть, будет она со мной до конца. 1. Считаю одним из самых сильных (значит, эмоционально на меня воздействующих) музыкальных произведений рок-оперу Эндрю Ллойд Уэббера «Иисус Христос суперзвезда». Она представляется мне гениальной (несмотря на слабоватые, с моей точки зрения, тексты Тима Райса). Слушал и смотрел ее в разных вариантах неисчислимое количество раз. Если же выбирать что-то конкретное – наверно, это всё-таки первая ария Иуды «Heaven on their minds». Исполнение? Ну, хотя бы Murray Head – классическое, первое, с записи 1970 года.
2. Владимир Высоцкий. Идет время, и я отношусь к нему с нарастающим уважением. Мне представляется, что Высоцкий является гениальным выразителем русского национального характера (даже знаю, кто снисходительно сморщится при этих словах). Мощнейший поэт. Сильнейшие тексты в сочетании с музыкой дают потрясающий эффект. Можно было бы привести множество песен, – в разное время при разных обстоятельствах в первую очередь нужны (мне) разные песни. Не считая самой лучшей (всё зависит от настроения), назову сейчас, пожалуй, песню «Две судьбы» в варианте, записанном в Париже. Пока не передумал, пока не назвал другую песню Высоцкого, двинемся дальше.
3. Леонард Коен. Таинственный певец без голоса, с загадочным тембром, делал в высшей степени качественную музыку, пробирающую порой до скелета (точнее сказать, до спинного мозга, или что там есть внутри позвоночника). Не всё, конечно, – Коэн написал множество песен разного уровня. Сейчас я назову песню, которую, было дело, слушал каждый день (правда, давно это было). Знаменитая (и не случайно) «Waiting for the miracle». Потрясающая тактичная аранжировка, проявление глубочайшего вкуса (с моей, конечно, точки зрения).
4. Олег Медведев. Удивительное совпадение мироощущений у меня и у него (судя по песням). Рад, и буду вспоминать не раз, как на квартире у брата Олега – Андрея – слушал первое авторское исполнение одной из его песен. А об одной (другой) его песне думаю так: если бы я ее услышал в о в р е м я, – точно поступил бы в одной критической ситуации иначе (не так как поступил в действительности, точнее, НЕ поступил), и была бы тогда моя жизнь совсем другой. Но услышал я ее поздно, уже после потенциальной экзистенциальной развилки, и подумал, когда услышал – где же была эта песня раньше!... Олег Медведев – автор, которого сегодня я слушаю чаще, чем кого бы то ни было. Назову песню, которая меня в свое время поразила и зацепила. Песня странная, но очень соответствующая сегодняшнему (моему) ощущению мира. Это «Княгиня рыжих». Лучше бы в варианте с диска 2011 года «Чужие сны» - с более чем уместной там скрипкой Алёны Абдуллиной.
5. Гарик Сукачев. На первый взгляд – не музыка, а что попало, нарочитая примитивность, почти издевательский стиль использования духовых, кажущаяся заимствованность простых до предела мелодий. Нет, не всё так просто, как мне думается. Есть немало НАСТОЯЩИХ песен у Игоря Ивановича. Одна из них – «Ночной полёт». В любом варианте (их - вариантов - немало), в каждом из них – свои неслучайные акценты.
6. Александр Градский в молодой ипостаси, песня из старого-престарого диска Давида Тухманова «Как прекрасен этот мир» – «Жил-был я». Тухманов (ранний) – мне кажется, один из лучших советских мелодистов (если не вспоминать великого Рыбникова). Песня неожиданная, необычная (особенно по ТЕМ временам), и очень сильная. Конечно, чрезвычайно важны замечательные стихи Семена Кирсанова.
7. Алексей Рыбников, раз уж он был помянут. Конечно же, песни из «космических кинофильмов», к которым он писал музыку. Множество других отличных песен. Но я назову сейчас одну – почему-то так захотелось. Вторая песня о звездах, в исполнении Ольги Рождественской, Евгения Евстигнеева и Рины Зеленой – из фильма «про Красную Шапочку». Не может астроном остаться равнодушным к такой песне… Астроном должен мурлыкать ее, когда никто не видит, - возле окуляра старинного телескопа.
8. Андрей Петров. Песня «Большая дорога» (стихи Михаила Светлова, исполнения Андрея Миронова) из фильма «О бедном гусаре замолвите слово». Но надо слушать ее на фоне фрагмента из фильма еще не нравоучающего , средних лет Эльдара Рязанова. Солнечные кадры под музыку Андрея Петрова – хорошо….
9. «Машина времени». В наше время как-то не принято в положительном контексте поминать Андрея Макаревича и его команду, и многие уже отметились, презрительно замечая, что они никогда всерьез не относились к этой попсе. Ну и ладно. Я помню, с каким восторгом молодые мы воспринимали Машину в прошлом тысячелетии - - в текстах появился СМЫСЛ… А сейчас я вспомню песенку «Мой друг» (это который лучше всех играет блюз). Лучше всех ее поет старый добрый Евгений Маргулис (это его музыка). Пусть споет!
10. И, чтобы «закольцевать композицию», снова вернусь к тому же композитору, с которого начал - Эндрю Ллойду Уэбберу. Ария «The Music Of The Night» Кристины и Призрака мне очень нравится, хотя частое исполнение, конечно, её не улучшает. Нарушая все и всяческие авторские права, я использовал фонограмму этой арии для «озвучки» первых «самодельных» фильмов про экспедиции наши на Патомский кратер, и казалась мне эта музыка самой лучшей и самой подходящей. С удовольствием (изредка) слышу ее и сейчас.
PS. Дорогие Саша и Михаил Юрьевич – я выполнил обещание! На душе стало спокойно. Можно слушать музыку……
ЛЮДЯМ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:
|