«Когда тебя увидят, так тебя и напишут»: учёные о связи внешности, одежды и восприятия |
ИА БайкалИнформ |
11.11.2023 |
«Когда тебя увидят, так тебя и напишут», – гласит народная поговорка. Мы решили проверить, насколько это оправдано, и к нам в руки попала книга психолога, специалиста по самопрезентации Дариуша Тарчиньского «Понять человека по внешности». В ней автор утверждает, что анализ одежды может дать возможность внимательному и опытному наблюдателю узнать человека. По его словам, одежда говорит о чертах характера, может передавать информацию о настроении, в котором мы находимся, а также факты из нашего прошлого, текущую ситуацию, планы и мечты. Тезис о влиянии настроения на одежду дополнительно подтверждается докладом ученых из британского Хартфордширского университета, показывающим тесную связь между тем, что мы носим, и нашим самочувствием. Знание того, почему нам нравится определенная одежда, что, где, какого цвета и как мы носим, полезно в отношениях с окружающими, но также способствует эффективному управлению собственным имиджем. Например, человек, одетый в красное, динамичен, его одежда предполагает потребность в физической и умственной деятельности, а ношение коричневого сигнализирует о потребности в безопасности, неуверенности в завтрашнем дне и потребности в стабильности. Но это просто упрощенная цветовая символика. То же самое со стилями –согласитесь, гранж и кэжуал (к слову, одежду в таких стилях можно найти, например, здесь: https://www.pervo.ru/news/politik/69991-kak-vygodno-delat-pokupki-v-internet-magazine-lilicloth.html) заметно отличается от гламура или преппи. Тарчинский указывает, что для полной оценки человека по одежде мы должны учитывать множество других факторов, в том числе: крой наряда, гармонирует ли вся вещь друг с другом, на какой высоте и глубине проявляется данный цвет, какой у него оттенок, какой цвет преобладает и какие аксессуары мы надеваем. Мы думаем теломИсследователи из Северо-Западного университета в Чикаго пошли еще дальше и обнаружили, что одежда влияет не только на то, как нас воспринимают другие, но и на то, как мы видим себя, и на что мы способны. Команда профессора Адама Галински провела серию экспериментов, доказывающих психологическую силу одежды. Они показывают, что одежда, как и театральный костюм, позволяет сопереживать данной роли и, таким образом, направляет наше поведение и помогает выявить черты, которые культурно приписываются владельцу данного костюма. Эту зависимость прекрасно иллюстрирует эксперимент «фартук», проведенный на 74 студентах, разделенных на три группы. Некоторые из испытуемых надели белый халат – одним сказали, что это врачебный халат, другим, что это был малярный халат. Остальные только видели фартук, но не надевали его. Затем им нужно было найти отличия между двумя похожими картинками. Те, кто полагал, что они носят форму врача, справились с тестом значительно лучше. Почему? Потому что социальной роли врача мы приписываем ряд черт, таких как надежность, компетентность, знание и умение концентрироваться, тогда как живописец воспринимается как художник, а значит, человек, от которого не требуется точности или аналитики. Профессор Галински поясняет: «Одежда оказывает мощное воздействие на тело и разум, переводя владельца в другое психическое состояние». Одежда и стереотипыВлияние одежды на подсознание подтверждает и история полицейских из Менло-Парка, штат Калифорния. В 1969 году было принято решение отказаться от униформы в пользу однотонных черных брюк, зеленых свитеров и галстуков. Выяснилось, что со снятием мундира – символа принуждения к повиновению – полицаи стали менее эффективны. Они избегали угроз и опасных ситуаций, становились менее агрессивными и более общительными. Исследования группы представителей американских университетов (Tufts University, Medford, Stanford University и University of California, Irvine) показали, что статистически рабочая спецодежда ассоциируется с черным цветом кожи, а деловая одежда – с европеоидами. Команда доктора Галинского раскрывает новые откровения: женщины, которые надевают на собеседование что-то более мужественного покроя, имеют больше шансов быть трудоустроенными, и чем наряднее одежда, тем выше мы оцениваем интеллект собеседника. В настоящее время исследователи проверяют, является ли эффект, сопровождающий смену одежды, разовым явлением, или же благодаря соответствующему подбору одежды можно навсегда развить в себе желаемые черты. Профессор Тарчиньский в своей книге, однако, отмечает, что «носить одежду против собственных предпочтений чрезвычайно сложно и ведет к душевной дисгармонии«. Если кто-то насильно хочет проявить черты, которых у него, вероятно, нет, это легко узнать по одежде, считает автор.
ЛЮДЯМ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:
|