Любите «перебрать»? Это вы, батенька, экстраверт или нейротизм повышен… |
По инф. polit.ru |
10.03.2021 |
Ученые из НИУ ВШЭ провели исследование и выяснили, что особенности личности напрямую влияют на отношение человека к алкоголю. Например, экстраверты и люди с повышенным нейротизмом выпивают чаще, а вот с ярко выраженной сознательностью — меньше. Дело в том, что у них лучше развит самоконтроль.
Как проводилось исследованиеУченые из НИУ ВШЭ решили выяснить, как особенности личности влияют на уровень потребления алкоголя. В частности те из них, которые входят в так называемую так называемую «Большую пятерку» (Big Five.) Термин впервые начал использовать психолог Льюис Голдберг в 1981 году. А сейчас это одна из самых популярных моделей, которая позволяет составить портрет личности. В «Большую пятерку» входят следующие характеристики личности:
В качестве основы для исследования, ученые взяли результаты опроса RLMS-HSE 2016–2018 годов — социально-демографические показатели 5,3 тыс. жителей России в возрасте от 20 до 60 лет. Участники исследования отвечали на вопросы о потреблении алкоголя, а также о своих некогнитивных навыках, соответствующим категориям «Большой пятерки». Затем исследователи анализировали полученные данные с помощью различных эконометрических моделей. Люди с повышенной экстраверсией и нейротизмом потребляют больше алкоголяВыяснилось, что особенности личности напрямую влияют на отношение человека к алкоголю. Они также позволяют предсказать с какой вероятностью и в каком объеме индивид будет употреблять спиртные напитки. Например, чем человек добросовестнее (упорнее, трудолюбивее, обязательнее), тем меньше он выпивает. Более того, повышается вероятность, что он и не начнет пить. Дело в том, такие люди лучше контролируют себя. А еще у них есть потребность в накоплении человеческого капитала (инвестиций в свое здоровье и образование), ориентация на здоровый образ жизни. Согласно статистике, с ростом сознательности на одно стандартное отклонение, повышается и вероятность воздержания от алкоголя на 2,5 процентных пункта для мужчин и на 1,7 процентных пункта для женщин. При этом объем потребления спиртного снижается на 38 п.п. и 28 п.п. соответственно. Интересно также, что экстраверты пьют больше. А вот люди, которые открыты новому опыту, — меньше. Дело в том, что экстравертные люди ориентированы больше на внешний мир. Их желание общаться ведет к частым социальным контактам, а значит, к большей возможности выпить и меньшей вероятности отказаться от алкоголя. Рост экстраверсии на одно стандартное отклонение сокращает возможность воздержания на 2,1 п.п. для мужчин и на 2,7 п.п. для женщин. При этом растет объем потребления на 27 п.п. и 24 п.п. соответственно. Открытые новому опыту люди, то есть креативные, любознательные, с хорошим воображением, потребляют меньше спиртного. Мужчины, у которых развита эта черта личности, пьют на 7 п.п. меньше. А вот у женщин такой связи не выявлено. На них больше влияет такая характеристика личности как нейротизм. Эмоциональная нестабильность, неуверенность, тревожность, уязвимость перед стрессами подталкивает к выпивке. Объем потребляемого алкоголя у женщин с выраженным нейротизмом почти в два раза выше — 13 п.п. Ученые предполагают, что это связано с разной мотивацией к потреблению алкоголя. «У мужчин он чаще ассоциируется с конформизмом и стремлением получить приятные ощущения, у женщин — с защитой от негативных эмоций. Кроме того, более высокий нейротизм связан с депрессивными эпизодами, которые чаще испытывают женщины, а алкоголь в этом случае может служить инструментом самолечения», — поясняют ученые. Единственной чертой личности, которая не влияет уровень и объем потребляемого человеком алкоголя — согласность/доброжелательность (agreeableness). Чем образованнее человек, тем он меньше пьетДанное исследование подтверждает предположение, что чем образованнее человек, тем меньше алкоголя он потребляет. Однако связь между уровнем образования и потреблением спиртного все же переоценивается. По данным, которые не учитывают влияние «Большой пятерки», наличие высшего образования сокращает объем выпитого в месяц на 50 п.п. (мужчины) и 31 п.п. (женщины), среднего специального — на 37 п.п. и 21 п.п. соответственно. Если же анализ учитывает теорию «Большой пятерки», то цифры уменьшаются. Для выпускников вузов — почти вдвое — до 26 п.п. у мужчины и 16 п.п. у женщины. А для выпускников колледжей — до 24,8 п.п. и 11,6 п.п. «Без изучения личностных черт влияние образования на поведение, связанное с алкоголем, переоценивается. Университеты и колледжи дают новую социальную среду, но качества личности, связанные с ограничением потребления алкоголя (например, добросовестность, экстраверсия, нейротизм), к студенчеству уже формируются. Исследования близнецов показывают, что 30–50% самооценочных личностных черт наследуются, причем экстраверсия и нейротизм — наиболее наследуемые категории „Большой пятерки“, а сознательность в основном представляет собой итог первичной социализации», — заключают исследователи.
ЛЮДЯМ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:
|