«Netflix» победил: небывалые достижения стриминговых платформ |
Андрей Прокофьев, Polit.ru |
17.01.2020 |
Стриминговая экономика кино формируется не первый год. Продвинутые зрители давно отмечают, что реальное развитие, благодаря Netflix, HBO и другим сервисам, перешло в бизнес сериалов и других проектов не для кинотеатров. Теперь эта реальность признана большинством киноакадемиков.
У стриминговой платформы Netflix 24 номинации на «Оскар» – и «лучший фильм», и «лучший режиссер», и несколько актерских и сценарных, и множество технических. Мы приводим их список.
Короче, если внимательно посмотреть на номинации, становится ясно, что Netflix не лидирует в какой-то нише, а забирает себе все, даже если на мгновение забыть о лучшем из ныне живущих режиссеров, выпустившем «Ирландца» (десять номинаций) на Нетфликсе.
Вспоминается знаменитое двустишие из школьного фольклора, так подходящее к ситуации со списком номинаций: «Недолго мучилась старушка
В высоковольтных проводах…» Вместо двух строк окончания, которые разнятся от школы к школе, отметим, что «классические» производители кино сопротивлялись новой экономической реальности всего пять лет. C дебюта в 2015 году число номинаций Netflix росло бешеными темпами – пока платформа не вырвалась в лидеры. А ведь совсем недавно был скандал в Каннах, где фильм «Нетфликса» пытались игнорировать, и уж сколько было ругани! Традиционные кинодеятели не перестали бояться того, что их сметет с лица земли, но в итоге смирились. Интересно, что в бой против старого режима вышли одни старики во главе с Мартином Скорсезе. Великий режиссер – по мнению западных обозревателей, «настолько голливудский, насколько режиссер может быть голливудским» – не вдавался в детали, а лишь сказал, что его новый фильм не вышел бы в традиционной студии. Все мейджоры отказались брать на себя риск производства трехчасовой гангстерской драмы. А Netflix дал проекту зеленый свет – ему-то бокс-офис не важен. Начальник «Нетфликса» по производству собственных фильмов, двухметровый Скотт Стубер, делает свое дело азартно, как настоящий киномагнат начала прошлого века. Режиссер Ноа Баумбах, чей фильм «Брачная история» получил шесть номинаций, сказал на одной из пресс-конференций: «Скотт находил и находит баланс между традиционной голливудской моделью и инновациями Netflix, а ещё он всегда делает, что говорит, он меня ни разу не подводил». Netflix шел напролом, продвигая свою модель свободной всемирной премьеры – в то время как, например, Amazon соглашался на условия американской Академии искусств и наук кино. Согласно им, полагается соблюдать длинную паузу перед выпуском в интернет и премьерой в кинотеатрах. По мнению кинообозревателя «Полит.ру» Олега Попова, очевидно, что киноакадемики пришли к общему мнению: кино ушло от формата полнометражных прокатных картин и окончательно стало тем, что не обязательно смотреть в кинотеатрах. Революция, как говорится, свершилась. «Новая реальность такова, что кино больше не надо смотреть в кинотеатре. И, вероятно, прокат ждет несладкое будущее. Даже если там останутся одни киноаттракционы, и часть настоящего кино оттуда уйдет, в том числе детское, то и для киноаттракционов это не принесет ничего хорошего. Одновременно переворачивается вся система кинофестивалей, фестивальных просмотров и т.д.», – отметил Попов. В 2019 году традиционалисты от кино предприняли последнюю контратаку (которая, скорее, напомнила конвульсивные «Сто дней» Наполеона). Во главе её был Стивен Спилберг, выступивший в марте с призывом не номинировать стриминговые фильмы вообще. Но в итоге – в апреле 2019 Минюст США предупредил Академию о том, что, возможно, потребуется сменить правила номинирования так, чтобы не ограничивать стриминговые сервисы: требования вызвали вопросы, связанные с антимонопольным регулированием. Но «Нетфликсу» не понадобилась помощь правительства. По правилам Академии, фильм должен по меньшей мере семь дней подряд показываться в коммерческом прокате в округе Лос-Анджелес. Не меньше трех показов в день, из них не меньше одного – вечером. Прокатчики несколько лет перестраховывались и пытались игнорировать картины Netflix, однако интерес публики оказался настолько высоким, что прокатчики сдались – последней каплей стала номинация на лучший фильм в 2019 году фильма «Рома». Позже сервис решил проблему окончательно и не без изящества – купил кинотеатр «Египетский театр» в Голливуде, чтобы соответствовать правилам, ни на кого не полагаясь. Начиная с 2015 года Netflix тратил рекордные суммы на оскаровские рекламные кампании. И не только на них: так, сервис поддержал интернет-кампанию #OscarsSoWhite – после того, как два года подряд (в 2015 и 2016) номинанты-актеры были сплошь белыми. Академии пришлось пригласить новых членов и сопроводить это мощной пиар-кампанией, чтобы оправдаться. Кстати, Netflix дружит с журналистом-расследователем Ронаном Фэрроу и даже снял его в эпизоде сериала «Несгибаемая Кимми Шмидт» в прошлом году. Статьи Ронана Фэрроу в журнале New Yorker раскрутили кампанию по обвинениям в домогательстве продюсера Харви Вайнштейна. Понятно, что быть номинантом – не значит получить премию. В истории было сто раз, когда фильм-фаворит оставался с второстепенной наградой, однако сейчас количество номинаций даже более показательно для ситуации в отрасли. Более или менее точно существующее положение вещей выразил британский комик Рики Джейрвейс (к слову, он снимается в сериале Netflix «Жизнь после смерти») в нашумевшей речи на церемонии «Golden Globe Awards»: – Всем стало наплевать на фильмы, никто больше не ходит в кино, никто толком не смотрит кабельное телевидение – все смотрят «Нетфликс»! На самом деле, это шоу должно было выглядеть так – я выхожу сюда и объявляю: «Нетфликс» победил! Все, ты выиграл. Доброй ночи. Пока!» Большинство фильмов – ужасны. Ленивые ремейки, сиквелы. Все лучшие актеры ушли на Netflix и HBO, а простые актеры, которые снимаются в Голливуде, выпускают только фантастическую приключенческую бессмыслицу.
ЛЮДЯМ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:
|