Алексей Головщиков: «Битломания – беда нашей страны!» |
Игорь Алексич, секретный агент |
06.10.2017 |
Фотографа Алексея Головщикова знает вся область: на ее карте найдется не так уж много мест, где он еще не побывал по редакционному заданию. В дороге Алексей, как правило, предпочитает досужим разговорам наушники с любимой музыкой – и сегодня он рассказал секретному агенту, что именно играет в этих наушниках. И это тем более интересно, что известнейший фотограф Приангарья еще и весьма неплохой музыкант, владеющий и гитарой, и клавишными. 1.Я не люблю слушать mp3. Мне нравится доставать конверт или коробочку, открывать их, материться, если там пусто, вспоминать, где находится содержимое, а потом это содержимое слушать. Наверное, эта любовь идет из детства – с того времени, когда у нас был проигрыватель и куча пластинок к нему. И одна из них - мини-пластинка Simon&Garfunkel, где было записано всего три вещи, в том числе и «America». В нашем доме всегда было много гостей, и эта песня нравилась всем.
2.В моей жизни было три полноценных музыкальных потрясения, и одно из них – первый рок-концерт, на котором я побывал. Это было в Политехе. В качестве хедлайнера выступала команда, которую я ну совсем не люблю – «Крематорий», зато перед ними публику разогревал иркутский «Принцип неопределенности». Там я впервые услышал эту группу, в которой мне потом предлагали играть … Правда, сделавший это лестное предложение Вадик Мазитов (лидер «Принципа») в тот вечер был не совсем трезв, но мне приятно считать, что он все-таки говорил вполне серьезно. А еще позже, буквально за неделю до смерти Мазика (так его, любя, звали друзья), я начал делать сайт для этой группы… Мазитовскую «Танцплощадку» оценил даже мой дядя, оказавший огромное влияние на музыкальную составляющую моей личности. К примеру, именно этот человек подарил мне, школьнику начальных классов, первую в моей жизни электрогитару. Конечно, это был советский страх и ужас без усилителя и динамиков – но тем не менее! Дядя же показал мне и первые аккорды. А еще у него был магнитофон и куча записей, в корне отличавшихся от пластинок с классикой, составлявших фонотеку моих родителей. Сначала я взахлеб слушал эту музыку, а затем и сам начал играть нечто подобное в соседнем подвале, где располагался детский клуб и репетиционная база группы «Патефон» (правда, сами «патефонщики», так называемые трудные подростки с нашего двора, чаще ставили брагу в темных уголках, оставляя музыку малолетнему «ботану», то есть, мне). И дядя, в отличие от родителей, всегда поддерживал это увлечение. Так вот, однажды он приехал к нам в гости и зашел в мою комнату, а я включил ему «Танцплощадку» - и этот весьма брутальный человек реально прослезился, сказав: «Лешка, а ведь так оно и было на самом деле!»
3.Музыкальным потрясением №2 для меня стал иркутский концерт Сезарии Эворы (Cesária Évora) в 2005 году. Это была настоящая бомба! Причем, в этот вечер совпало все: настроение, набитый битком зал «Труда» (никогда раньше я не видел там столько людей одновременно!), шикарный звук… Не помню, текли ли в тот вечер слезы по моим щекам – но это было нечто запредельное! На этот концерт я попал, что называется, по работе – мне нужно было отснять исполнение четырех определенных песен. Но я, естественно, снимал весь концерт – а также подготовку к нему. Помню забавный эпизод: в райдере (от англ. rider – перечень условий и требований, предъявляемых музыкантом или творческим коллективом к организаторам выступлений) певицы было прописано наличие на сцене концертного рояля. А на тот момент единственный в Иркутске подходящий инструмент от «Steinway & Sons» имелся в местной филармонии. И я сделал массу прикольных кадров - как восемь человек несли на руках этот рояль с открученными ножками через улицу Ленина и площадку перед «Трудом».
4.А третьим и пока что последним подобным потрясением для меня стало выступление – опять же в Иркутске – Хора имени Пятницкого. Вообще я не люблю всякие псевдо-народно-патриотические штуки, но это было нечто совершенно другое! Полный вынос мозга! Мне абсолютно серьезно казалось, что если они еще хоть немного добавят накала – начнется истерика, а то и вовсе некие необратимые физические изменения организма. Потом я нашел на официальном сайте Хора имени Пятницкого те вещи, которые они исполняли в нашем музтеатре – и оказалось совершенно не то! Их нужно слушать только вживую!
5.В России издавна существует настоящий культ группы «The Beatles». Наверное, сейчас я скажу крамольную вещь, но эта битломания - беда нашей страны. Начать с того, что я никогда не считал творчество битлов рок-музыкой. По-моему, истинный рокер – это в первую очередь «человек живущий», для которого его музыка – это способ проявить себя и поделиться своими ощущениями и переживаниями со слушателем. А «The Beatles» сначала играли какую-то херню для девочек (эдакий «бойз-бенд»), а потом заперлись в студии и вообще потеряли связь с окружающей реальностью. Конечно, как композиторы, песенники… наверное, они прилетели с другой планеты! Потрясающая мелодика – причем, ее нереально много, и вся она очень разная. С творчеством битлов меня познакомил мой преподаватель из музыкальной школы, Леонид Давидович Гефан, и наша с тобой сегодняшняя беседа – в том числе способ извиниться перед ним. Извините меня, Леонид Давыдович, я врал Вам все эти годы: на самом деле, я не очень люблю группу «The Beatles». Более того, я вообще не понимаю, как можно продолжать слушать «ливерпульскую четверку», хоть однажды услышав «Роллингов» - которые, кстати, в нашей стране котируются не так уж и высоко! Прежде всего, «Rolling Stones» - это очень честная и искренняя музыка. Если битлы сочиняли свои песни, то «роллинги» пели про себя, ничего не придумывая. И еще: знаменитым ливерпульцам даже не снился такой уровень исполнительского мастерства! Кстати, я много лет не слушал «Rolling Stones» целенаправленно – играют иногда по радио, и ладно! А несколько лет назад меня отчего-то снова потянуло к из музыке, и я буквально открыл их заново – при том, что я знал все эти песни до последней ноты! Ощущения были такие, словно вдруг услыхал в стереофоническом воспроизведении музыку, которую до этого слышал только в варианте «моно»! В общем, если Вы захотите сделать мне подарок, можете презентовать любую вещь с символикой любой из двух моих любимых команд, одна из которых - «Rolling Stones».
6.А вторая моя любимая команда – «U2». В последние советские годы на прилавках музыкальных магазинов появилась двойная пластинка «Greenpeace Breakthrough» — благотворительный музыкальный альбом, изданный в рамках проекта «Гринпис» в защиту живой природы. Там было представлено много всего интересного, в том числе и песня группы «U2». Чем-то она меня тогда зацепила, и после этого я начал обращать внимание на информацию об этой команде. А поскольку, в отличие от множества других западных музыкантов, «U2» в Советском Союзе считалась командой прогрессивной, выступающей за мир во всем мире и все такое, то информация эта в наличии была. И писали про «U2» настолько хорошо и позитивно, что я решил – группа стоящая! А чуть позже я оказался на известном музыкальном «развале» Иркутска, в ДК «Октябрьский». По субботам там можно было купить настоящий западный винил. Частенько эти пластинки приезжали в город в мятых или рваных конвертах, но, тем не менее, это была «фирмА»! Именно там мне и попался диск с альбомом «Under a Blood Red Sky» в красно-белом конверте. Это была концертная запись, которая напрочь снесла мне крышу! Но самое удивительное, что по этой музыке проперлась и моя младшая сестренка, учившаяся тогда в начальных классах! Кстати, моя первая заметка, вышедшая в газете, была именно о группе «U2» - я, школьник, слышавший один альбом и еще одну песню этой ирландской команды, написал о ней маленькую статейку для политеховской газеты «Зеркало». И примерно в это же время вышел очередной альбом «U2» - «Joshua Tree». Лично для меня это – лучшая пластинка за всю историю рок-музыки!
7.Чуть ли не самая давняя моя любовь на всю жизнь – это Jean Michel Jarre, которого я услышал еще в школьные годы. Тогда мой одноклассник включил мне кассету с альбомом «Oxygène» - и с тех самых пор я обожаю звуки синтезатора и вообще электронную, компьютерную музыку. Мы с отцом даже попытались спаять что-то типа синтезатора: он, заядлый радиолюбитель, по схеме из журнала «Радио» спаял плату, которую мы поместили в корпус от детского игрушечного пианино. Конечно же, получилась какая-то фигня… Зато потом, уже повзрослев, я по случаю прикупил старый синтезатор советского производства – легендарный «Поливокс». Кстати, сейчас он живет в Германии – подарил его друзьям-музыкантам, уезжавшим в Берлин. Просто инструмент должен играть – а я, наигравшись, забросил это дело. Хотя, быть может, когда-нибудь я еще и напишу что-нибудь электронное в духе Jean Michel Jarre …
8.Хоть я и не сильно люблю рэп (чаще всего даже не могу понять, что они там бормочут), Die Antwoord стали для меня некой вехой. Вышел на эту команду я через фотографию: есть такой южноафриканский фотохудожник и автор документальных фильмов, Роджер Баллен. Его тема – различного рода фрики: калеки, городские сумасшедшие и прочие ушибленные жизнью люди. И он же участвовать в создании клипов для группы Die Antwoord. Мне стало интересно, что это за команда, и оказалось, что она … ну, просто мега-крутая! Мне вообще весьма импонирует фриковость в музыке – видимо, потому что сам себе в реальной жизни не могу позволить ничего подобного. А кроме того, Die Antwoord радуют не только ухо, но и глаз – недаром я познакомился с ними именно через «картинку».
9.За Dead Kennedys нужно сказать спасибо моим «академовским» друзьям – музыкальным хулиганам типа Олега Компанца, у которых тогда была команда «Лучевая болезнь». Ранее я ничего подобного просто не слыхал, это стало для меня настоящим открытием. Мне не нравятся ни хард-рок, ни металл, зато панк–эстетика, в том числе и музыкальная мне весьма по душе.
10.С группой Cocteau Twins у меня связано несколько забавных историй. К примеру, однажды, на заре моей развеселой молодости, к нам в Иркутск приехал американец по имени Скат. Точнее, его звали Скотт, но, чуть-чуть подучив русский, он понял, насколько забавно звучит на нем его настоящее имя. Также в нашей компании была юная полька по имени Малгожата, приехавшая сюда, чтобы учить русский язык. Так вот, однажды вечером мы, большой хмельной компанией гуляли в районе улицы Фридриха Энгельса, где в подвалах находились мастерские художников. И тут выяснилось, что у одного из нас в кармане был пистолет Макарова – самый что ни на есть настоящий! Тут у кого-то возникло желание пострелять по пивным банкам. Сказано – сделано. Вот только во хмелю мы не учли, что таким образом поставили на уши весь двор. И, когда, отстрелявшись, мы спустились в подвал к художникам, нас потревожили незваные гости – наряд ОМОНа. От серьезных неприятностей тогда нас спасли лишь Скат и Малгожата с их ломаным русским. Приехавшие милиционеры настолько офигели от такой компании, что вежливо попросили нас быть потише и … уехали восвояси. А в колонках продолжали играть Cocteau Twins…
ЛЮДЯМ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:
|