Муфтий Фарид Хазрат: ислам и музыка |
Игорь Алексич, секретный агент |
Как известно, Коран не одобряет музыку. Однако у муфтия Иркутской области Фарида Хазрата Мингалеева все-таки имеются свои музыкальные предпочтения – о них он даже рассказал Иркутской Торговой газете. «Как такое может быть?» - спросите вы. Читайте очередное расследование нашего секретного агента. 1.Родился я в 1959 году в поселке Касьяновка Черемховского района. Помню, в нашей семье была радиола («микс» проигрывателя и радиоприемника – прим. секретного агента), для которой постоянно покупали пластинки мои старшие сестры – их у меня семеро. А я с детства очень любил слушать их «винил», выкраивая для этого время у уроков и хлопот по нашему большому хозяйству. Что мы слушали? В основном, советских исполнителей: таких как, например, Аида Ведищева, Алла Йошпе и Стахан Рахимов. Кроме того, у нас было много записей татарских певцов – я же по национальности чистокровный татарин. Это и Ильхам Шакиров, и Фарида Кудашева, и многие другие артисты, певшие на нашем родном языке. Конечно же, в нашей деревне таких пластинок было не найти – их специально откуда-то выписывали мои сестры. А еще, помню, у нас была пластинка с музыкой башкирского народного танца бишбармак. Под нее замечательно танцевал мой зять, когда приезжал к нам в гости из своей Башкирии.
2.После школы я поступил в иркутский политех и в годы учебы жил в общежитии №2 на Лермонтова, 87. В 1976 году, когда я учился на первом курсе, на пике популярности была песня Давида Тухманова «Во французской стороне» - без нее не обходились ни одни студенческие посиделки. С удовольствием слушали мы и зарубежные команды: «ABBA», «Boney M», «Space» и даже «Deep Purple». Одновременно в обиход начали входить и катушечные магнитофоны. На старших курсах приобрел такой и я сам – но находился он у меня не в студенческой общаге, а дома, в Касьяновке.
3.Телевизор в нашей семье появился только в 70-е годы – я в то время учился в старших классах. А когда после окончания политеха я жил в рабочем общежитии, начал делать записи с телевизора на магнитофон – записывал на пленку различные телевизионные концерты. При этом не отдавал особого предпочтения никому из исполнителей: любая музыка поднимала настроение и украшала нечастый отдых. Мне нравились и Пугачева, и Магомаев, и Бюль-Бюль-Оглы. Впрочем, певцов-соотечественников я все-таки выделял. Помню, в первой половине 80-х на пике популярности находился певец Ринат Ибрагимов. Татарин по происхождению, он в основном поет на русском языке: и в опере, и на эстраде. Мне очень нравился его голос, а душу грело понимание, что мы происходим из одного народа. Я даже ходил к нему на концерт, когда он приезжал в Иркутск и выступал здесь во Дворце спорта.
4.Несколько лет после получения диплома горного инженера я отработал по специальности: в Иргиредмете, в Геолого-разведочном техникуме, в проектном отделе Востсибугля, на карьере в Мамонах. А в 1993-94 гг. увлекся вопросами религии: сначала просто ходил молиться в мечети, затем, когда в Иркутске появилась школа арабского языка, поступил туда учиться, а потом продолжил образование в казанской духовной школе – медресе. Там я отучился два года, после чего вернулся в Иркутск служить в нашей мечети. Во время получения религиозного образования я и узнал, что ислам запрещает заниматься музыкой и слушать ее – тогда из моей жизни и ушла светская музыка. Почему я акцентирую внимание на слове «светская»? Дело в том, что толкования Корана учеными богословами в этом вопросе сильно расходятся. Наиболее радикальные утверждают, что для мусульман неприемлема любая музыка, другие же трактуют Слово Аллаха по-другому, говоря, что под запретом лишь те мелодии, которые будят греховные страсти. С их точки зрения, в фольклорном наследии нет ничего предосудительного: ведь ислам относительно молодая религия, и к моменту его принятия теми или иными народами у них уже сложились определенные традиции – в том числе и музыкальные. К примеру, у нас, татар, по-прежнему празднуется Сабантуй, который не обходится без игры на музыкальных инструментах и песен: таких, как «Сарман буйлары» (в переводе с татарского – берега реки Сарман).
5.Впрочем, сам Коран по канонам читается настолько напевно, что им можно заслушаться, как прекрасной песней. В тексте даже ставятся специальные значки, указывающие, например, что этот гласный звук нужно протянуть вдвое или вчетверо, а вот этот согласный сделать носовым – не зная этого, ты не прочитаешь Коран правильно, будь ты хоть филолог и профессор арабистики. А если у чтеца еще и красивый голос… Не случайно есть знаменитые на всю планету чтецы – такие как Мишари Рашид или, к примеру, Абдул Басит. Их записи пользуются большим успехом во всем мусульманском мире.
6.Кроме того, очень популярны у нас так называемые нашиды - мусульманские песнопения, традиционно исполняемые мужским вокалом соло или в хоре без сопровождения музыкальных инструментов.
7.Ну, и, наконец, существуют салаваты или, как их еще называют, касыды – так именуются особые мольбы, содержащие восхваления Пророка Мухаммада, которые тоже читаются нараспев. Они обычно исполняются в мавлид – день рождения Пророка, который приходится на 12 число третьего месяца мусульманского лунного календаря. Так уж получилось, что мы с Вами беседуем накануне этого знаменательного дня – в этом году он празднуется 20 ноября. Впрочем, салаваты звучат не только в сам день рождения Пророка: в некоторых мусульманских странах он достаточно пышно отмечается в течение всего месяца. И все это время вы можете услышать там салаваты – как на арабском, так и на национальных языках.
Еще примечательные публикации о примечательных иркутянах
ЛЮДЯМ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:
|