Константин Лагутин: о карточном проекте для иркутского транспорта |
21.11.2014 | ||
В последние несколько дней иркутяне начали публиковать в социальных сетях слегка обескураженные фотографии новых устройств для чтения карт в общественном транспорте. Все оказались в легком недоумении: неужели бесценные 12 рублей за проезд теперь можно оплатить и с помощью Mastercard? Оказалось, что все немного не так. Но жизнь пользователей общественного транспорта в относительно скором будущем действительно может немного измениться. В ответ на многочисленные вопросы создатель «карточного проекта» и иркутский изобретатель Константин Лагутин в своем блоге ( ИТГ с разрешения Константина позволяет себе опубликовать вольную цитацию его пояснительного поста.
О коробочках, и как все происходило… Я побывал, в общей сложности, более чем в 30 мегаполисах по всему миру, где работают системы безналичной оплаты проезда, и могу сказать одно – я не встретил ни одного идеального решения, хотя разработчики этих решений уверяли меня в обратном. Не буду ни с кем спорить – время покажет. Все коробочки, которые я брал у разработчиков сторонних решений для тестирования, либо замерзали, либо их аккумуляторы теряли 50% емкости при -10Сº. Встречались и настолько «тупые» решения, что не позволяли отслеживать платежи в режиме он-лайн (данные с терминала выгружались в конце рабочей смены в автобусном парке), либо карты нельзя было пополнить в режиме он-лайн (приходилось искать терминал, вставлять туда карту и деньги). Самым адом для меня было в Москве в час пик искать кассовую зону, в которой поменьше очередь. Обратите внимание: 21 век на дворе, я успешный человек, использующий различные банковские системы и мобильные приложения, и стою в очереди…. При этом во всех транспортных предприятиях, использующих ту или иную систему, увеличивался штат обслуживающего персонала, а это доп. расходы. Поэтому я, как руководитель инновационной компании, решил разработать свое решение более экономичное, эффективное и надежное, более функциональное, которое бы позволило не увеличивать стоимость проезда, а удешевлять его. Путь наших разработок и изысканий был долгим и сложным. В итоге мы получили то, что хотели и планировали. В работоспособности оборудования мы, как разработчики, полностью уверены (были проведены необходимые испытания и сертификация), однако нам требовался анализ применения разработанных нами систем лояльности. Так как в Иркутске «электронным билетом» и не пахло, я предложил муниципальным предприятиям установить оборудование за счет нашей компании, а в обмен получить данные для проведения необходимых исследований. Как выглядит наше решение? В салоне каждого транспортного средства имеются два устройства RFID, одно устройство для пассажиров – другое для водителя или кондуктора. При помощи устройства, предназначенного для пассажира, любой желающий может проверить баланс карты и срок её действия (это бесплатно). Достаточно просто приложить карту к дисплею, а дальше все интуитивно понятно (если не разберетесь сами – почитайте инструкцию, размещенную рядом с устройством, на которой все написано). При помощи устройства водителя или кондуктора принимается оплата за проезд. Устройства, возможно, выглядят не совсем эстетично, зато отвечают требованиям физической прочности, морозоустойчивости (тестировали в камере шоковой заморозки при -36 Сº. Ниже, к сожалению, температуру опустить не получилось, т.к. морозильная камера не позволила, хотя устройства работали в обычном режиме) и соответствующим функционалом. Иркутск, возможно, станет первым городом в России, где баланс карты можно будет проверить не только в автобусе, при помощи устройства проверки баланса, но и при помощи обычного телефонного звонка по номеру (3952) 550-663, где после нехитрых манипуляций с вводом номера карты и её пин-кода, голос Ксении Миромановой продиктует баланс карты. О Бесконтактных картах Планируется, что электронные карты (на этапе тестирования) в Иркутске будут двух видов – Непополняемые картонные и пополняемые пластиковые. Непополняемые карты являются проездным билетом с ограниченным сроком действия и определенным количеством поездок. После того как пассажир использует все поездки на непополняемой карте – её можно выкинуть. По поводу дизайна карты: Все очень просто и дешево, т.к. это одноразовая карта, которая, к тому же, является бланком строгой отчетности, отпечатывается в типографии с соответствующим номером и прочими реквизитами, именно по этой причине эту карту можно продавать в транспорте или киосках без применения ККМ (все в соответствии с законодательством). Теперь о пластиковых картах. Рассчитаться ими можно будет не только в транспорте. В качестве баланса там уже не поездки, а рубли. Такие карты будут выпускаться с индивидуальным дизайном после вашей регистрации в личном кабинете, либо серийно (эту карту можно будет приобрести в любом магазине за 100 рублей, 50 рублей при этом уже будет на балансе). С этими картами можно ездить в любом транспорте с любыми тарифами. Карты, выпущенные серийно, можно привязать к своей учетной записи при помощи специального кода, который скрыт на карте, и просматривать историю операций по ним в личном кабинете. В личном кабинете можно будет пополнить такую карту большинством платежных систем. Пополнить эту карту можно будет и через некоторые банкоматы или банковским переводом. Еще будут банковские карты с транспортным приложением, эти карты будут выпускаться несколькими банками (нашими партнерами) в рамках зарплатных проектов или по желанию клиента. Что это будут за банки, сообщу позже. ИТГ: Подорожает ли проезд? Константин: Нет, не думаю. По карте он должен быть дешевле, так как электронный билет уменьшает издержки транспортных предприятий, и это доказано мировой практикой. Еще спрашивают, можно ли подделать нашу карту. Ввиду того, что внутри карты находится чип, на котором хранится информация в зашифрованном виде, наши карты подделать очень сложно. Даже я не представляю, как это можно сделать. В случае если карта выйдет из строя, мы ее заменим. ИТГ: Ну, когда все это заработает? Константин: Я оптимист. Точных сроков у меня нет. Знаю одно: для промышленной эксплуатации муниципальные предприятия Иркутска будут проводить конкурс на предоставление решений в части электронного проездного (это необходимо в соответствии с законодательством). Смогу ли я выиграть конкурс у муниципальных перевозчиков - неизвестно. А вот в коммерческом транспорте (не во всем, конечно) заработает с февраля или, в крайнем случае, в марте. Часть коммерческих перевозчиков боится электронного билета как огня (не хотят платить налоги!), а зря... С электронным билетом проще подтвердить тариф или обороты для оформления того же лизинга или кредита на покупку транспортных средств. Видимо просто часть перевозчиков привыкла работать кустарно, и не желает выходить на новый уровень. Иркутск - сложный город в плане транспорта, низкие и неокупаемые тарифы, много транспортных предприятий, много решений на рынке, много чиновников, законов и ограничений, а так же просто недоброжелателей, которые брызгают желчью. Но я приложу все усилия, чтобы транспорт в Иркутске стал лучше и комфортней для пассажиров. Не имеет значение, решение какого производителя будет использоваться в транспорте города Иркутска. Ваши предложения можете отправлять на наш e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript На особо ценные письма я постараюсь ответить сам.
ЛЮДЯМ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:
|