Военные сценарии будущего: на помощь генералам приходят фантасты |
Рафаэль Рероль, Le Monde |
«Министерство вооруженных сил Франции собрало коллектив писателей, чтобы те помогли ему подготовиться к обороне будущего. Объединившись в „Красную команду“, они работают над сценариями, в которых армия может оказаться в затруднительном положении», — пишет журналистка Le Monde Рафаэль Рероль.
(…) «Сценарий, озаглавленный „Хроника объявленной культурной смерти“, не претендует на звание литературного произведения: на самом деле речь идет о приказе французской армии, выраженном словами и образами группой гражданских писателей, сценаристов, иллюстраторов и графических дизайнеров, некоторые из них хорошо известны в своей области, такие как Лоран Женфор, Ксавье Момежан, DOA, сценарист и колорист Ксавье Дорисон или бельгийский дизайнер и сценограф Франсуа Шуитен. „Красная команда“, так ее называют, является результатом новаторского сотрудничества между Министерством вооруженных сил, Парижским университетом наук и литературы (PSL) и десятком или около того авторов (точная цифра не сообщается), в том числе некоторые из них предпочитают оставаться анонимными», — говорится в статье. «Как и в телесериале, программа находится во втором „сезоне“, первый из которых был представлен в декабре 2020 года под названием „Новые пираты“. Инициативой руководит Агентство оборонных инноваций (AID), которое находится в ведении генерального представителя по вооружениям и отвечает за координацию инновационных инициатив министерства вооруженных сил. Все держится в секрете, члены „Красной команды“ начали свою работу в начале 2020 года. Каждый сезон включает в себя несколько сценариев, лишь небольшая часть из которых будет обнародована»,- указывает автор статьи. (…) «Речь не идет о том, чтобы дать противнику идеи, выявить его слабости, показать ему то, что знает или не знает французская армия. Это говорит о том, что министерство вооруженных сил относится к этому серьезно, оно выделило 2 млн евро на данную операцию, которая продлится в течение четырех сезонов. (…) Официально ни один проект такого масштаба никогда не разрабатывался где-либо еще. Сотрудничество с писателями в жанре научной фантастики имело место в США или Канаде, но в менее обширных и систематических формах. Во Франции министр вооруженных сил Флоранс Парли внимательно следит за работой „Красной команды“, и ее „поклонником“, по словам представителей программы, является президент Макрон», — пишет Le Monde. (…) «Следует отметить, что выражение „red team“ или „красная команда“ было придумано не для этого случая. По мнению Николя Минвьеля, профессора бизнес-школы Audencia и одного из руководителей „Красной команды“ от имени PSL, истоки восходят к настольным военным играм, придуманным австрийской армией в XIX веке. „Их форменная одежда была синей, поэтому они заставляли врага играть солдатами в красном“, — объясняет Минвьель. С тех пор „redteaming“, означающий то, что дружественная группа заставляет играть „злодеев“ для проверки устойчивости той или иной организации, распространился на множество областей, включая корпоративную кибербезопасность. Американские военные применяют этот принцип в течение длительного времени, а во французской армии даже есть специальное подразделение Форад, которое несет исключительную ответственность за ускользание от неприятеля», — отмечает автор публикации. «Таким образом, „Красная команда“ выросла на этой почве, но с большим прыжком в будущее. Ее образ действия состоит в том, чтобы разыгрывать, благодаря научной фантастике, ситуации, в которых французская армия может оказаться в затруднительном положении. Не только с точки зрения оборудования, но и с точки зрения ее взаимодействия с обществом, окружающей средой или геополитическим контекстом. Руководящий принцип резюмирует 36-летнгий командир пехотного батальона Жан-Батист Кола, очень активный в области оборонных инноваций: „То, что воображает „Красная команда“, должно нас дестабилизировать, напугать, расстроить наши планы, даже поразить нас огнем“. Немного пощекотать нервы, чтобы помочь военным сформировать свою стратегию на будущее. Это, конечно, служит в качестве дополнения: вооруженные силы долгое время работали над тем, чтобы предвидеть конфликты, но они делают это в перспективе на 2030–2040 годы („предсказуемая военная потребность“), тогда как у фантастики есть свобода проецировать дальше. А значит, представить себе такие неприятные сюрпризы, о которых пока никто не подумал. Или то, что на самом деле никто не хочет видеть», — комментирует Рероль. «Специалисты, изучающие перспективы развития общества, начинают с реальности, чтобы протянуть нить в будущее, — поясняет 53-летний писатель Лоран Женфор, член „Красной команды“. — Обрезав эту нить раньше, мы получим свободу не застревать в реальности». Почти всегда это концептуальный разрыв, позволяющий представить себе другой мир. В сезоне 0, посвященном «Новым пиратам», один из сценариев представляет пиратскую нацию, действующую за пределами государственной границы. «Потому что история тоже состоит из этого, — отмечает писатель. — Если бы задумались в 1980 году: «Давайте представим, каким будет 2020 год „, то кто бы подумал об организации „Исламское государство“ (организация запрещена в РФ - прим. ред)?“
«Ценность обращения к неспециалистам в военных вопросах хорошо иллюстрирует Эммануэль Шива, глава Агентства оборонной инициативы AID. «Если вы попросите эксперта по разведке подумать о шпионе будущего, он представит вам шпиона. Но если вы спросите писателя-фантаста, то есть большая вероятность, что он придумает вам что-то другое». (…) «Конечно, речь идет о свободе творчества, но с одним императивом: оставаться в «конусе правдоподобия», по выражению Седрика Дени-Реми, вице-президента PSL. Другими словами, не переноситься ни в 3000-й год, ни во вторжение маленьких зеленых человечков. И, конечно же, придерживаться сценариев, которые заслуживают доверия с научной-технической, но также и со стратегической точки зрения. Военные должны поверить в то, что они читают, чтобы вдохновиться этим. Отсюда важность повествования и изображения, с тем, чтобы воплотить угрозу, сделать ее ощутимой. Сильное влияние научно-фантастической литературы также объясняет ее исторические «связи» с властью, как объяснил писатель, сценарист и критик Серж Леман, который не является частью «Красной команды», но очень хорошо знает историю научной фантастики. «Герберт Уэллс, автор „Войны миров“, представлял себе танки до Первой мировой войны и встречался со Сталиным и Рузвельтом между двумя войнами. В то время его считали своего рода пророком». (…) «Меры предосторожности кажутся очевидными для всей „Красной команды“, а тем более для тех ее членов, которые принадлежат к команде B. В отличие от команды A, которая работает над публичными сценариями, группа B работает в полностью конфиденциальном пространстве. У ее членов есть доступ к секретным документам, к которым они обращаются в охраняемых помещениях министерства вооруженных сил с карандашами и бумагой, предоставленными на месте и контролируемыми офицерами. „Мы начинаем с реальной угрозы, которую армия помогает нам сделать еще более правдоподобной, более тревожной“, — поясняет Ксавье Момежан, который принадлежит к обеим командам. В конце концов, их тексты напрямую скреплены печатью секретной защиты и, следовательно, никогда не попадут на глаза общественности (или через столетие, и тогда мы узнаем, воплотилось ли в жизнь то, что они воображали)», — описывает журналистка.
(…) „Враждебные реакции ограничены, однако они показывают, что армия заинтересована в улучшении своего имиджа и, прежде всего, в том, чтобы заявить о себе. В частности, самые молодые люди нередко потеряли всякую связь с военными, за исключением случаев, когда они встречают на улице солдат, участвующих в операции „Страж“ (Sentinelle). Что бы произошло, если бы завтра нам пришлось защищать территорию Франции? Отсюда интерес к обнародованию некоторых результатов работы „Красной команды“. „Мы также строим связь между армией и народом“, — считает Жан-Батист Кола, указывая на то, что министерство вооруженных сил хотело „вдохнуть в гражданское общество — исследователей, промышленников, граждан — проблемы завтрашнего дня“. По мнению Ромена Люказо, „это обнадеживающий сигнал для французов. армия — это не просто наследие прошлого: она работает в настоящем, имея возможности проецирования. Это разумная сила, способная находить наилучшие ресурсы для подготовки к неопределенному будущему“. Между тем, эта программа вызывает большой интерес со стороны других министерств, сельского хозяйства, охраны окружающей среды и солидарности или иностранных дел, которые просят ознакомиться со сценариями“, — резюмирует Рафаэль Рероль. Перевод
ЛЮДЯМ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:
|