Можно ли переписать будущее? |
zen.yandex.ru/businesslunch |
В годы перестройки порой возникало ощущение, что вопрос «как нам обустроить Россию» решён с помощью журнала «Крокодил». В этом сатирическом издании советская пропаганда высмеивала пороки западного общества. Гротескные карикатуры имели мало общего с реальным Западом, зато новая капиталистическая Россия слишком похожа на рисунки из «Крокодила». Узнаваемая картина. Рисунок из журнала "Крокодил"
Вся грязная работа по сооружению новой России легла на плечи вчерашних комсомольских функционеров. Коммунизм отменили — нужно было срочно строить капитализм, и Павки Корчагины образца второй половины 1980-х, надев малиновые пиджаки и сцепив виниры, принялись толкать вагонетку будущего по узкоколейке, наспех собранной из подшивок сатирического журнала. Так сатирический гротеск стал нашей реальностью. Впрочем, комсомольцев можно понять: своим представлением о капитализме они обязаны «Крокодилу». Раньше считалось, что такая ситуация возможно только на Западе. Рисунок из журнала "Крокодил". Что построено, то построено, прошлого не вернёшь. Но мы стали умнее. Сейчас, когда силуэты недалёкого во всех смыслах будущего стали вырисовываться всё чётче, даже уцелевшие в перестроечные годы романтики понимают непреложную истину: власть хочет только одного — получить ещё больше власти. Правящие круги ровно следуют этим курсом, попутно запудривая мозги электорату, поглощённому своими фантазмами и выплатой процентов по ипотеке. Электорат ничего не хочет знать. Попытки вернуть его в реальность даются с большим трудом. Даже мягкие проповеди известного российского режиссёра в YouTube приводят народ в смятение. А ведь то, что озвучено по поводу нашего будущего и настоящего — лишь тысячная доля общей картины. В программу нового мира заложены несколько базовых явлений:
Кстати, откройте новый российский закон о полиции — узнаете много интересного. Например, полицейский теперь может стрелять на поражение, руководствуясь лишь собственным чутьём (все мы знаем о чутье наших охранителей, а народ по-прежнему безоружен). Или такая мелочь как отмена обязательного представления полицейского при контакте с гражданином. Охранитель теперь не обязан прикладывать руку к козырьку и называть своё звание-имя-фамилию-— теперь это формальность, которой можно манкировать. В дальнейшем мы сами будем представляться полицейскому: «6662357649-РФ-77, слушаюсь и повинуюсь, мой господин», или что-нибудь в этом роде. Кадр из фильма-антиутопии "Эквилибриум" Совсем не выглядит фантастикой и такая картина: массы людей подвешены в воздухе, без постоянной работы и личных привязанностей, поскольку с институтом семьи тоже покончено; киберсекс, пандемия ВИЧ и ювенальная юстиция — только пробные заходы. Управлять этой разрозненной атомарной структурой можно из единого центра. Разделяй и властвуй. Светлая жемчужина советской фантастики, ныне почти забытая Новость ли это? Конечно, нет. Не покидает ощущение, что всё это списано с сюжетов фантастических романов и фильмов, сюжетов, коих великое множество, и все они сходятся на этой схеме. Вклад литературы в создание картины мира огромен, недаром ликвидация книг запланирована ваятелями завтрашнего дня. И с чего мы взяли, что архитекторы будущего, экономисты и политики, наделены божественным даром воображения? Что если они тупо копируют то, что им дают писатели и сценаристы? И так ли наивна мысль, что всё можно изменить, если фантастика, некогда радостная и светлая, но зачем-то накренившаяся в пропасть со времён «Сталкера», переменит свой мрачный тон и вновь засияет лучами надежды? Может быть, тогда картина будущего изменится? Иллюстрации из открытых источников |