Крамольный в России фильм «Компаньон»: драма людей и ИИ |
Николай Яременко, главный редактор ИА «РосБалт», доцент Финансового университета при правительстве РФ |
25.02.2025 |
Многие десятилетия человечество мечтало об искусственном интеллекте, который подтолкнет вперед научно-технический прогресс и облегчит нашу жизнь. Реальное воплощение этой мечты оказалось не таким, как мы себе представляли. Кадр из фильма «Компаньон»
Ведь вокруг чего крутились наши представления? Роботы готовят и доставляют нам еду, выполняют многие другие рутинные функции. А мы в освободившееся время можем реализовываться там, где хотим — рисовать, писать книги, сочинять музыку и т. д. Но что вышло в итоге? Рисует искусственный интеллект очень даже неплохо, рассказы уже пишет вполне себе, музыку сочиняет, а люди тем временем работают курьерами и разносчиками еды. «Что-то пошло не так» — эта фраза вполне могла бы стать слоганом фильма Дрю Хэнкока «Компаньон» (18+), который в большинстве стран вышел в широкий прокат в конце января — начале февраля, а на днях состоялась его мировая онлайн-премьера. В России мы «Компаньона» в кинотеатрах вряд ли увидим, так как из шести основных героев симпатичен, наверное, лишь один, но он — нетрадиционной сексуальной ориентации, а это сегодняшним российским законодательством запрещено (международное ЛГБТ-движение признано Верховным судом РФ экстремистским). Начинается все вроде бы лирично: три влюбленные парочки встречаются вдали от городской суеты. Но жанр фильма не раз сменится — из мелодрамы в экшн, из ромком в хоррор, из триллера в мистику. Не пытайтесь по Одна из героинь убивает пристававшего к ней хозяина дома. И выясняется, что она — не женщина, а робот. Ее приобрели в свое время как секс-куклу, но хозяин научился менять заводские настройки (в том числе базовые — например, невозможность причинить вред человеку), добавлять ей агрессивности, манипулировать ею… А потом пришлось расхлебывать последствия. Изначально роботы не в курсе, что они не люди: им запрограммировали воспоминания, некоторые размытые, другие более четкие. А когда они все же узнают о своем происхождении, начинают мечтать о том, чтобы завладеть телефоном с программой и тоже поменять настройки — добавить себе интеллекта и вырваться на свободу. В фильме не только человек использует робота, но и все используют всех. И с каждым сценарным ходом — новые повороты. Пересказывать фабулу точно нет смысла — сценаристы хорошо постарались, поработав над сюжетной линией. Да еще и добавили самоиронии, высмеяв все традиционные киношаблоны. Например, один из героев — русский. Раз русский, то, стало быть, из мафии. Чем занимается — непонятно, но явно чем-то мутным и незаконным. И везде в качестве пароля использует дату рождения Сталина… У меня нет сомнений в том, что «Компаньон» вам понравится. И себя там вы точно увидите — свои непроработанные комплексы, фобии, небезопасные желания. Это ваш мир, где вы страдаете от одиночества и фантазируете о секс-рабе. Где средств не хватает больше чем на однушку, но вы мечтаете украсть четыре миллиона. Психологический триллер или комедийная антиутопия? Или, может быть, антиромантическая комедия с ножевыми ранениями и погонями? При этом все замешано на добрых взглядах, взаимной внимательности… Я не такой хороший знаток истории мирового кино, но мне кажется, что «Компаньон» — первый художественный фильм, где тему ИИ оригинально помещают в бытовой контекст. Это не привычная реклама, где роботы в человечьем обличии отзовутся на все наши нужды. Хэнкок (это его режиссерский дебют — и сразу же такое киноявление!) рассуждает о будущем таких «интеграций» в нашу социальную жизнь. Чат GPT пока не пишет абьюзивных и токсичных сообщений, но кто-нибудь попытается «хакнуть» это ограничение. В кино сбросили заводские настройки секс-куклы — и понеслось! Николай Яременко, главный редактор
ЛЮДЯМ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:
|