«Ивана Грозного» лучше один раз посмотреть, чем сто раз читать |
По инф. Телеинформа |
25.05.2015 |
Эффектно, неуёмно, артистично, захватывающе, аутентично – еще долго можно подбирать слова, пытаясь описать балет Большого театра «Иван Грозный», действительно, не похожий на другие постановки. Как известно, лучше один раз увидеть – этой возможностью воспользовались иркутские ценители балета 25 мая в рамках проекта «Theatre HD» на площадке кинотеатра «Художественный». К слову, «Иван Грозный» уникален по разным критериям. Взять, например, то, что его можно увидеть только на сцене Большого театра. Если классические (в обычном понимании) балеты ставят по всему миру, то здесь ситуация иная. Когда постановка родилась – тоже, к слову, в Большом под руководством хореографа-постановщика и автора либретто Юрия Григоровича – в 1975 году, труппа повезла ее в США. Представители Парижской оперы сразу приметили яркую постановку и предложили Юрию Григоровичу поставить ее во Франции. Но там она просуществовала недолго. К слову, в России на сцене Большого театра «Ивана Грозного» не показывали с 1990 до 2012 года. Таким образом, можно считать, что иркутянам представился редкий шанс. Еще одна особенность балета в том, что исторически музыки для «Ивана Грозного» как для цельной театральной постановки написано не было! Да, композитором заявлен Сергей Прокофьев, но для спектакля использованы фрагменты музыки к кинофильму «Иван Грозный», фрагменты «Русской увертюры», кантаты «Александр Невский», а также фрагмент Третьей симфонии. Организаторы проекта уточняют: «У Сергея Прокофьева нет балета с таким названием – для постановки была использована музыка к одноименному фильму Эйзенштейна. Хореограф (он же автор либретто) Юрий Григорович, сочиняя этот балет в 1975 году, вольно обошелся с историческими событиями – князь Курбский, первый политический оппонент Ивана Грозного, в балете решается восстать против царя по сугубо шкурным соображениям – тот у него девушку увел. Но никто не ждет от блокбастеров исторической точности – и на «Иване Грозном» стоит следить за тем, как победно летит еще не предавший царя Курбский, как решительно и страшно ликвидирует боярский заговор царь и как нежно вышагивает на пальцах царица Анастасия». С первых минут зритель приковывается к экрану, потому что там творится что-то невообразимое. Все движения танцоров лихие, буйные, даже немного дикие, в «Иване Грозном» не место сдержанности, все должно быть экстремально экспрессивно. Сразу возникает мысль – что-то не так, как должно быть. А потом зритель понимает, что это балетные па ловко завуалированы русскими плясками. Спектакль действительно наполнен плясовыми музыкальными мотивами и движениями. Вихрь удалых танцев, большой состав кордебалета на сцене одновременно, беспрестанное движение, костюмы под старину – и в голове у зрителя сами с собой всплывают строчки из стихотворения Александра Блока: «Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами! Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы, с раскосыми и жадными очами!» Кстати, это не первая постановка в рамках «Theatre HD» с участием ведущего солиста Большого театра Дениса Родькина. Князь Курбский в его исполнении не похож на принца Зигфрида из «Лебединого озера» и, тем более, принца из «Щелкунчика» (в исполнении того же танцора). Хотя Курбский, надо признать, романтический герой – но в предлагаемых условиях смуты. Нельзя забывать, что на сцене царит 16 век – по сути, еще Средневековье, боярские заговоры. Царица Анастасия в исполнении ведущей солистки театра Анны Никулиной нежна и изящна. Как она выводит русский танец, как величаво ступает! В сцене, когда в результате боярского заговора царица выпивает яд, предсмертный танец Анастасии экспрессивен и трагичен, в это время смотреть куда-то еще невозможно, взгляды зрителей прикованы к балерине. Отдельного разговора требует работа премьера Большого театра Михаила Лобухина, исполнявшего заглавную роль. Описывая представленный образ, можно подбирать разные эпитеты: сумасшедший, страстный, неуёмный, инфернальный, трагичный, загадочный, смертельно опасный, нежный, пугающий, саморазрушительный… Передать супер-многоплановрость образа Ивана Грозного в танце Михаилу Лобухину удалось мастерски. Царь нежен с Анастасией, ужасен и одновременно вызывает глубокое сострадание в припадке безумия, страшен и неудержим после смерти жены, когда устраивает расправу над боярами. Балет пронизан символикой. В сражении с кочевниками, а также во время наказания бояр исполняется танец смерти: на сцене вместе с персонажами беснуются пять скелетообразных фигур с косами. Когда царь решает мстить за царицу, в руках у него оказывается посох (символ власти) и плетка. Иван Грозный перекрещивает их, и появляется главный символ христианства. Только спасения боярам этот крест в руках царя не принесет, напротив, он символизирует их конец. Образ креста появляется и в сцене смерти Анастасии – его образуют в специальной поддержке Михаил Лобухин и Анна Никулина. Живой крест, наполовину черный (в черное одет Иван Грозный), наполовину белый (цвет костюма царицы). Наказав предателей, Иван Грозный не находит, однако, успокоения, и дело здесь уже в другом – царя разрывают на части внутренние демоны. Образ у них жуткий: с виду Петрушки, но у классического Петрушки нет такой пугающей бледной маски без всякого выражения, только с прорезями для глаз – как на колпаке палача. Да и одет обычный Петрушка не так мрачно и монохромно. В итоге Иван Грозный остается несвободен, задушен изнутри – и на шее у него в финале появляется петля.
ЛЮДЯМ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:
Тэги: |