Английский режиссер рассказал иркутянам о трагедии Медеи |
По инф. Телеинформа |
19.12.2014 |
Медея – кто она? Душевнобольная, убившая своих детей, или обычная женщина со своими комплексами, оказавшаяся на грани? На этот вопрос попытался ответить английский режиссер Кэрри Крэкнелл, поставившая эту пьесу Еврипида на сцене Королевского Национального театра. Полтора часа напряжения и ужаса, который с каждой минутой все больше порабощает и охватывает каждый миллиметр зрительного нерва, ощущение отчаяния и безнадежности – такие чувства, пожалуй, в каждом зрителе вызвала эта постановка, показанная в кинотеатре «Художественный» для нескольких десятков иркутян в рамках проекта «Theatre HD». Медею сыграла Хелен МакКрори, Ясона – Дэнни Сапани. Конфликт между мужчиной и женщиной, достигший своего апогея – показать его им удалось блестяще. Любопытно, что действие пьесы разворачивается в обычной современной английской квартире. При этом пространство сцены как бы поделено на три уровня. Кроме самой квартиры это как бы верхний придел, где зритель видит нескольких облаченных в длинные платья женщин – во-первых, это внутренний голос всей женской половины человечества, во-вторых, это актрисы, которые изображают демонические танцы во время самых острых моментов пьесы – то есть это то, что происходит в душе самой Медеи. В-третьих, эти актрисы – массовка во время сцен свадьбы Ясона. Еще одно пространство – это сад, где висят качели, на которые то и дело взбираются дети Медеи и Ясона. Там царит мрак и холод. Туда и унесет в финале пьесы Медея своих убитых детей. Интересно, что «Медея» впервые была поставлена в Древней Греции в 5 веке нашей эры. Площадкой тогда был амфитеатр. Игралось представление исключительно для мужчин, так как женщины не ходили в театр. Пространство этой постановки такое же в точности и отчасти поэтому переносит во времена Еврипида. Когда Медея выходит на сцену, она уже полна скорби. У нее есть полтора часа, чтобы убедить публику, что она способна совершить это ужасное преступление и способна пересечь черту, за которой нет возврата. Эта пьеса наполнена ужасом, и катарсис не приходит. Жертвами столкновения между мужчиной и женщиной становятся дети. Созданный Еврипидом образ матери, убивающей своих детей, актуален во все времена. Как заметили авторы постановки в небольшом фильме, предваряющем ее, – когда начинаешь изучать обстоятельства женщин, убивших своих детей, то портрет вырисовывается один. Это женщина, которой около 30, она одинока, изолирована. В прошлом совершала уже акты насилия. Ее нельзя оставлять с детьми наедине. Причем такое состояние беспредельного отчаяния наблюдается в первые две недели после ухода мужа. Греческая трагедия всегда поднимала вопрос – насколько ответственны люди за свои поступки. В случае с Медеей зритель видит самое глубокое в античности изображение конфликта между принятием взвешенного решения, размышлением о поступке и властью эмоций. В двух монологах Медея пытается решить, что было бы логично сделать, даже что было бы этично сделать. Но затем ее полностью захлестывают и ослепляют эмоции. Как заметила Хелен МакКрори, «может она и монстр, но есть нечто блистательное в ее решимости. Вы не хотите это видеть, но должны. Если вы на это не станете смотреть, то значит, просто предпочтете закрыть глаза на то, как общество калечит людей, а это куда опаснее». Напомним, театральные кинопоказы проходят в Иркутске в рамках проекта «Theatre HD». Следующий показ состоится 23 и 24 декабря. Иркутяне увидят спектакли Королевского национального театра «Франкенштейн» – в ролях доктора и существа попеременно выступят Джонни Ли Миллер и Бенедикт Камбербэтч.
ЛЮДЯМ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:
Тэги: |