Какая музыка не надоедает руководителю «Солнышка» Ольге Куглянт |
Игорь АЛЕКСИЧ, секретный агент |
10.11.2017 |
У основателя, художественного руководителя и репетитора ансамбля «Солнышко» Ольги Куглянт есть своеобразный тест. Если какое-то музыкальное произведение не надоедает ей, даже несмотря на бесконечные его прослушивания – оно имеет весомые шансы войти в репертуар самого известного в Иркутске детского хореографического коллектива. Если же данная музыка может набить Ольге Николаевне оскомину - «Солнышко» под нее танцевать не станет точно. 1.На первом месте для меня стоит музыка классическая, балетная - ее я могу слушать бесконечно, даже не видя при этом сам балет. Первым же балетом, увиденным мной «вживую», стала «Жизель» Адольфа Адана – это было в Улан-Удэ, а на сцене танцевала легендарная Народная артистка СССР - Лариса Сахьянова, первая профессиональная бурятская балерина. А после нам, студентам Восточно-Сибирского государственного института культуры, даже посчастливилось участвовать в этом балете. Это было во время дней Бурятии в Москве, куда мы ездили вместе с труппой Театра оперы и балета, и нам доверили участие в мимансе (так называется группа артистов, участвующих в массовых сценах оперных и балетных постановок). Тогда я и влюбилась в этот балет – и это оказалась любовь на всю жизнь. К сожалению, в Иркутске сходить на него невозможно, но я часто компенсирую это в своих поездках: к примеру, буквально на днях вернулась из Санкт-Петербурга, где видела «Жизель» в Мариинском театре! И особенно я люблю в этом балете Па-де-де Жизели и принца Альберта из второго акта. Это божественная музыка!
2.Я очень люблю музыку композитора Горана Брэговича - он близок мне и по духу, и по темпераменту. Мне нравятся и все фильмы Эмира Кустурицы, в работе над которыми принимал участие Брэгович. Там все созвучно моему характеру: жизнерадостность, юмор, лирика. С этим композитором я познакомилась в 1995 году во Франции, куда «Солнышко» поехало на свои первые заграничные гастроли. И в городе-курорте Эвиан мы увидели знаменитые свето-музыкальные фонтаны – настоящее шоу огня и воды под музыку Бреговича… Но особенно мне близок саундтрек к кинофильму «Черная кошка, белый кот». Меня очень радуют все музыкальные произведения, прозвучавшие там, а больше всего – «Буковина». Мы с «Солнышком» даже поставили танцевальный номер на эту музыку.
3.Я считаю, что музыка Альфреда Шнитке, которую зачастую называют «дьявольской» – то, что нужно креативным балетмейстерам. Давая такое «дьявольское» определение его творчеству, видимо, многие не знали, что музыку к знаменитому фильму « Белорусский вокзал» написал Шнитке. И песня на стихи Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа» - тоже его наследие!!! Это современнейший композитор, который использовал в своем творчестве самые неожиданные повороты – не случайно его музыка используется во многих остросюжетных фильмах. Шнитке – это замечательная лирика и нескончаемый искрометный юмор, это и крупные формы, и небольшие, но очень яркие произведения. А познакомилась я с этим гениальным композитором, когда моя сестра-близнец, учившаяся вместе со мной в Восточно-Сибирском государственном институте культуры, поставила хореографический номер под его музыку. Помню, как мы монтировали музыку для выступления, склеивая уксусом (скотч тогда еще не вошел в повседневный обиход россиян) куски пленки от бобинного магнитофона. Музыку Шнитке «Зимняя дорога» мы использовали и для партии паука в постановке «Солнышка» «Муха-Цокотуха»
4.Когда у меня совсем плохо на душе – у эмоциональных людей так порой бывает – я всегда слушаю цикл «Сердечные песни» от замечательного композитора и исполнителя Елены Фроловой. Это – не для работы, это – для души. Впрочем, у нее есть и чудесные альбомы на стихи Ахматовой, Бродского, Окуджавы. Но больше всего я люблю её колыбельную «Солнечная нить» - ведь я и мама, и бабушка.
5.Я просто обожаю вальс Арама Хачатуряна из фильма «Маскарад»! Считаю, что это очень мощное произведение от гениального композитора. При этом не могу сказать, что хотела бы что-то поставить на эту музыку – я просто люблю ее слушать. Она какая-то очень праздничная и всегда поднимает мне настроение.
6. Чайковский – это еще один гениальный композитор, который также является и балетным композитором. Для меня он – просто номер один! И как хореограф, и как обычный человек, неравнодушный к музыке, я обожаю его балет «Щелкунчик». Это замечательная детская рождественская сказка!!! И поэтому я считаю, что эту музыку нужно слушать каждому ребенку, и каждому ребенку нужно посмотреть балет (именно балет, а не мультфильм!) «Щелкунчик». А самая, на мой взгляд, яркая его часть – Большое адажио. Еще я очень люблю золотую осень, которую мне посчастливилось видеть в самых разных местах: в Москве, в Петербурге, во Франции и, конечно же, у себя дома, в Иркутске. Везде она разная: в Сибири осенние краски хороши сочетанием лиственного леса с хвойным, в средней полосе России взгляд привлекают огромные клены, дубы и вязы, а в Европе – обвитые цветущим осенним плющом дома. Я люблю фотографировать это время года – недаром львиная доля моих фотографий посвящена именно золотой осени. И, когда я делаю эти кадры, в моей голове всегда звучит «Песня осени» из «Времен года» Чайковского.
7.Когда я училась в Улан-Удэ, мне посчастливилось увидеть танцевальный номер, поставленный на музыку «Белый Шиповник» из рок-оперы Алексея Рыбникова «Юнона и Авось» в исполнении артистов балета Т. Дудеевой и В. Андреева. Конечно, после я видела ее целиком в иркутском Музыкальном театре, но сердце мое навек отдано именно этой партии.
8.Я очень люблю «Серенаду» Шуберта, переложенную для фортепиано Листом. Это очень лиричная и душевная музыка, которая нравится мне как в оркестровой, так и в фортепьянной обработке. При этом я не могу сказать, что это произведение связано с чем-то в моей биографии – просто оно очень и очень красивое.
9.Еще я очень люблю песни Юрия Визбора: в свое время мы с мужем очень много общались с геологами, для которых это – поистине культовая фигура. Слушаю у него многие вещи – практически все, но особенно мне близка песня «Милая моя». И она же близка, наверное, каждому выпускнику ансамбля, поскольку на ее основе наш бывший художественный руководитель и большой друг Ирина Ильинична Ильина сочинила нам внутренний гимн: «Милое мое, Солнышко родное». Там очень много хороших слов – когда выпускники поют его, большинство из них плачет навзрыд. Конечно, такую переделку можно счесть неким плагиатом, и именно поэтому наш гимн никогда не исполняется во время выступлений «Солнышка».
10.В хореографии очень часто используется мое любимое произведение Шопена Ноктюрн №9: и для различных постановок, и во время уроков классического танца. Когда я слышу эту музыку, я всегда вспоминаю, как сочиняла для нее Большое адажио. Тогда я уже преподавала в Восточно-Сибирском государственном институте культуры, а мои ученики сдавали экзамен по классическому танцу – для него и потребовалось это адажио. И, на мой взгляд, получилось неплохо.
ЛЮДЯМ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:
Тэги: |