Раввин Аарон Вагнер: «Еврейская музыка – это стоны души» |
Игорь АЛЕКСИЧ, секретный агент |
Не секрет, что все мы воспринимаем музыку по-разному. К примеру, для жителей Латинской Америки это – танец, движение, страсть. А для еврейского народа музыка – это стоны души. Об этом нам рассказывает главный раввин Иркутской области Аарон Вагнер. Сам рав Аарон в основном слушает традиционную еврейскую музыку и великолепно разбирается во всех ее направлениях. А еще как официальный представитель иудаизма он строжайшим образом соблюдает все заветы своей религии и не приемлет женский вокал. (Фото: Афанасий Лагранж, "Лица Сибири") 1.Хазанут (или канториал, канторское пение) – это исполнение еврейских молитв ведущим молитву (кантором). Поскольку кантор ведет за собой молящихся, на нем лежит такая же (если не большая!) ответственность, как на водителе автобуса, полного пассажиров. В общем, неудивительно, что это очень мощная и сильная музыка, которую некоторые даже сравнивают с оперными ариями. Но – на любителя. Например, моя мама, как и я сам, очень любила хазанут, а вот мой папа – нет. Естественно, в канторском пении очень важны и слова – ведь это наши молитвы! – и поэтому в них нужно очень внимательно вслушиваться.
2.На протяжении последних десятилетий настоящим королем популярной хасидской музыки является, безусловно, Авраам Фрид. Благодаря своему таланту, сильному голосу и предельной искренности исполнения он поднял хасидскую музыку на совершенно иной уровень. Так что, сегодня его с удовольствием слушают не только религиозные евреи, хотя слова большей части его песен – это священные тексты иудаизма. Лично мне больше всего нравятся его ранние песни.
3.Хасидский нигун - понятие, пришедшее из иврита, означающее “напев без слов”. Обычно под ним подразумевают религиозные песни и мелодии, исполняемые группой людей. И каждый из них вкладывает в это пение нечто свое, ведь это музыка, «надетая» на состояние души. Поэтому именно к этому направлению больше всего подходит определение «стоны души».
4.К нигуну очень близка а капелла - в иудаизме этот термин, как и везде, обозначает хоровое пение без музыкального сопровождения. Поскольку эта музыка обходится без каких бы то ни было «технических приспособлений», она очень искренняя и душевная. И исполняется она людьми с хорошими голосами, «поставленными» в результате многолетней работы. Кстати, в так называемых хоральных синагогах, как, например, в Санкт-Петербурге, бывает, что у кантора имеется свой хор, который сопровождает его пение.
5.В старой израильской музыке зачастую встречаются «местечковые» нотки, пришедшие в том числе из дореволюционной Большой России (частью которой являлась современная Польша). Одна из таких песен – «Золотой Иерусалим». Как человек, родившийся в нем, я понимаю, что этот город – центр всего нашего мира. И даже Рим, куда якобы ведут все дороги, сначала пришел в Иерусалим, где он взял все то, из чего и сделал себя – тот самый Рим, вошедший в мировую историю.
6.Отличный пример еврейской фольклорной музыки – это веселая и известная всему миру «Хава Нагила». Лично у меня с этой песней стойко связана ассоциация – Москва, 1990 год. Тогда эта песня буквально преследовала меня. Она звучала ну просто отовсюду! Например, стоило мне приблизиться к уличным музыкантам, как они тут же начинали играть «Хава Нагила».
7.Клезмер - это бытовая музыка евреев Восточной Европы, звучавшая в основном на еврейских свадьбах. У ее исполнителей был хороший слух, а душа тянулась к музыке – и это заменяло им музыкальное образование. Многие из исполнителей клезмера до сих пор не знают нот, но это никак не сказывается на качестве их игры. Меня, как и многих других любителей данной музыки больше всего привлекает ее простота и душевность.
8.Как и для всякого представителя еврейского народа, мне очень близка и дорога «Песня о восстановлении Храма». Более двух тысяч лет мы провели в изгнании, и как единый народ нас цементировала мечта и надежда на то, что разрушенный Храм будет, наконец, когда-нибудь восстановлен. Мы не знаем, как это будет – можно лишь фантазировать. Но мы молимся об этом, и эта молитва, положенная на музыку, стала «Песней о восстановлении Храма».
9.Если мы говорим о сильной, мощной музыке - необходимо сказать и о Гимне России. Он самым очевидным образом выделяется из всех гимнов современных государств, которые мне доводилось слышать. Я не говорю про слова – ни про те, что звучали в советские времена, ни про нынешние – поскольку это политика. А вот музыка настолько красивая и мощная, что мне всегда бывает очень обидно, когда на каких-то официальных мероприятиях из-за длины Гимна России «обрезают» его часть.
10.А еще в России мне очень нравится ваша фольклорная, русская народная музыка. Причем, я никогда особо не вслушиваюсь в их слова. Меня привлекает сам русский дух, который проявляется и в пении, и в пляске, и в одежде исполнителей, и во всех этих залихватских посвистах, притопах, прихлопах или в ложечной игре. Все это – настоящее!
ЛЮДЯМ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:
Тэги: |