Политолог Дмитрий Еловский — эксперт не только в политике |
Игорь АЛЕКСИЧ, секретный агент |
В последнее время политолога Дмитрия Еловского частенько цитируют такие федеральные СМИ как REGNUM, Ведомости, ФедералПресс, Газета.Ru, URA.Ru, Национальный эксперт и другие. Его пытают то о перспективах дела Улюкаева и Чемпионате мира по футболу-2018, то о блокировке Telegram и клятве верности новоявленных граждан России, то о президентских амбициях Навального и политике Трампа. Но если бы корреспонденты этих изданий знали Дмитрия чуть получше – хотя бы так, как мы знаем своего недавнего земляка, в 2008-м сменившего Приангарье на столицу – они бы обязательно побеседовали с ним и о музыке. Имеющий музыкальное образование и солидный кругозор в мире прекрасных созвучий, он является замечательным экспертом и здесь – это как нельзя лучше доказывает его личная «чартова десяточка». 1.Я очень люблю народную музыку – она всегда находит отклик в сердце любого нормального человека. А в последние лет пять из всего огромного наследия наших предков особенно выделяю плясовую «Ойся ты, ойся». Эта вещь возникла во время кавказской войны XIX века, а главное ее содержание – извечная тоска русского человека, защищающего свою родину, но не находящего в ней ни правды, ни свободы, ни справедливости. А самое смешное, что впервые я услышал эту казачью песню во время просмотра второй части фильма «День выбора», авторы которого от души «проехались» по современному казачеству, показав, во что выродилась в итоге это сословие. 2.В свое время я закончил музыкальную школу и там, как водится, «объелся» классики по самое не балуй. Скажу по секрету, что подавляющее большинство музыки, которую приходилось там играть, мне совершенно не нравилось. Да и вообще, я был не в восторге от этой учебы, занимаясь ей лишь по настоянию матери. Впрочем, сегодня я ей очень благодарен, ведь «музыкалка» научила меня усидчивости и умению достигать результата: попробуй-ка десятки, а то и сотни раз сыграть одну и ту же мелодию, добиваясь нужного звучания! А еще музыкальное образование подарило несколько произведений, которые мне нравилось играть тогда и которые остались со мной на всю жизнь. Одно из них – «Сарабанда» Георга Фридриха Генделя. Изначально сарабандой назывался испанский народный танец, до предела наполненный эротикой. Направленный на соблазнение партнера, он содержал много недвусмысленных и откровенных поз. Естественно, католическая церковь не могла одобрить такого разврата и долгое время пыталась запретить сарабанду. Когда же тщетность этих запретов стала очевидной, церковники пошли по стандартному пути: если ты не можешь что-то уничтожить, включи это в свою культуру. Включили и сарабанду, правда, сильно ее при этом переосмыслив – в качестве … похоронного танца! А к XVIII веку почти что умер и он, превратившись в бальный танец для западноевропейской аристократии. Наверное, умер бы и окончательно, если бы не Гендель – композитор с судьбой, столь же причудливой, как и у самой сарабанды. Четырехлетним мальчиком он уже научился играть на клавесине, причем, сделал это самостоятельно, вопреки сопротивлению своего отца - уходил на чердак по ночам и играл, играл, играл… Так что, к моменту поступления в университет Гендель был уже состоявшимся музыкантом и известным композитором. А окончил свои дни он как Иоганн Себастьян Бах – потерявшим зрение. Правда, в отличие от Баха, Гендель доживал свой век отнюдь не в нищете и забвении, а богатым и знаменитым человеком. Ну, и, наконец, в 1975 году эта мелодия была использована Стенли Кубриком в фильме "Барри Линдон", благодаря чему стала популярной в наше время.
3.Музыку группы Мetallica я слушал с самого детства, и особенно мне всегда нравилась вещь под названием «For Whom the Bell Tolls», а в переводе на русский – «По ком звонит колокол». Пересечение с творчеством Хэмингуэя здесь не случайно – текст песни основан на эпизоде из одноименного романа великого писателя. Да и музыка с вокалом довольно хорошо передают слушателям атмосферу апокалипсиса, окружающую пятерых человек, которых на холме расстреливают из тяжелых орудий. Неудивительно, что эта песня всегда пробирала меня до глубины души. И, кстати, не только меня. Помню, на московском концерте Металлики я обратил внимание на двух персонажей. Эти классические братки родом из 90-х (кожанки, наколки, бритые затылки и бандитские морды), напрочь забыв о своей брутальности, скакали и колбасились под «For Whom the Bell Tolls» словно беззаботные тинейджеры!
4.Меня всегда завораживал внутренний конфликт безумного человека, каким был Чарльз Мэнсон, оказавший огромное влияние на музыку и всю культуру Соединенных Штатов – кстати, именно в честь него взял себе творческий псевдоним Мерилин Мэнсон. Судите сами: отморозок, маньяк и убийца создает организацию для защиты растительного и животного мира. Ее название «A.T.W.A» так и расшифровывается - Air, Trees, Water, Animals (воздух, деревья, вода, животные). И точно так же группа System Of A Down назвала свою песню, посвященную двойственной природе человека: как в одной и той же душе могут сочетаться жажда убийства и любовь к цветочкам-лютикам. Получилась очень концептуальная и интересная вещь.
5.Fall Out Boy – группа моей молодости. В общем-то, чисто коммерческий американский проект, но у этих ребят имеется изрядный запас самоиронии, за что в свое время мне и понравились. Они культивировали имидж эдаких злобных гламурных «ботаников» - словно только что выползли из-за парты. При этом в музыкальном плане Fall Out Boy очень профессиональны, у них отличные аранжировки, а у самих песен - сильная энергетика. В общем, все сделано очень грамотно и добротно. А самая любимая вещь у них - Thanks For the Memories (Thks Fr Th Mmrs) – динамичный и агрессивно-веселый рок-н-ролл в современном его прочтении. Эту песенку особенно хорошо слушать во время работы: и не отвлекает, и замечательно тонизирует.
6.Я так до конца и не уверен, стоит ли включать в свою «публичную» десятку клип на песню «Stinkfist» группы Тool. Он очень тяжелый, как, впрочем, и все творчество этой команды, и вызывает двоякие ощущения: с одной стороны, испытываемое тобой отвращение требует выключить воспроизведение, но, с другой стороны, какое-то странное, болезненное любопытство не дает это сделать. По своей стилистике ролик чем-то напоминает первый сезон сериала «Настоящий детектив»: заброшенные склады, уродливые люди и тотальное чувство опустошенности и бессмысленности всего на свете. Зато, когда это безобразие заканчивается, ты очень отчетливо понимаешь, какая, все-таки, у тебя классная жизнь, как хорошо ты себя чувствуешь, как замечательно складываются твои отношения с окружающими, и какие они все замечательные люди! Такая вот чудесная прививка, возвращающая любовь к миру и к себе.
7.Являющаяся классикой хард-рока группа Deep Purple оказала огромное влияние на мои музыкальные вкусы и предпочтения. Все началось с того, что я приехал в Иркутск из своей деревни в Катангском районе и оказался на центральном рынке около культового тогда музыкального киоска «ПИК-аудио». Спрашиваю: «А что бы такое взять потяжелее?» - «Бери Deep Purple, не прогадаешь!» Но самое смешное – спустя какое-то время я нашел у себя дома старинную виниловую пластинку с музыкой этой команды, которую в молодости слушали мои родители! Самая, пожалуй, любимая вещь из наследия этих рокеров – «Fools». А моего четырехлетнего сынишку зацепила «Smoke On The Water». Это случилось буквально на днях. Сижу себе дома, как говорится, никого не трогаю, починяю примус - и тут на пороге появляются жена с сыном, весело распевающие мелодию гитарных рифов из этой песни. Где-то случайно услышав, они так и не смогли избавиться от нее до самого дома. Я тут же открыл YouTube и мы, не отрываясь, на одном дыхании, просмотрели пять или шесть видеоверсий «Smoke On The Water». В общем, у Deep Purple, судя по всему, появился новый поклонник. Кстати, эти гитарные рифы, покорившие сердце моего наследника, были первыми, сыгранными мною на электрогитаре с перегрузом – эксперимент проходил в нашем сельском клубе.
8.Вообще я не очень люблю русскоязычную музыку, поскольку тексты там частенько хромают на обе ноги. Впрочем, и в творчестве западных музыкантов они тоже, как правило, далеки от гениальности – но там я их, по крайней мере, не всегда понимаю и поэтому могу сосредоточиться собственно на музыкальной составляющей. Однако, как и в каждом правиле, здесь есть исключения. Первое из них – ДДТ и Шевчук – саркастичный, местами злой, но всегда честный. Меня давным-давно зацепили и до сих пор не отпускают многие его строки, например, вот эти, из песни «Правда на правду»: «Провинция зевала грустно нервно в телевизоры
А кто-то просто шел домой и ел яичницу
Дышали трупы, тихо мерно под скальпелем провизора
А кто-то в зеркале вертел уже своею личностью».
«Пенсионеры с палками рубились в городки с милицией».
«Справедливость думала занять чью-либо сторону
Потом решила как всегда: пусть будет смерти поровну». Или вот эти, из «Родины»: «Черные фары у соседних ворот
Лики, наручники порванный рот
Сколько раз покатившись моя голова
С переполненной плахи летела сюда
Где
Родина» В этих словах – все наше вечное искание национальной идеи! Замечательна в этих песнях и музыка (хотя вообще в творчестве ДДТ музыкальная составляющая – это нечто второстепенное). Обе композиции, начинаясь ровно и спокойно, постепенно разгоняются, достигая в итоге некоего апогея, апофеоза. Такое восходящее построение песни импонирует мне гораздо больше традиционного «куплет-припев-куплет-припев-до свидания».
9.Если Шевчук исследовал социум и наше в нем место, размышляя над тем, кто мы есть как нация, что есть наша Родина и какие отношения нас с ней связывают, то Nautilus pompilius пытался заглянуть внутрь человека. Приведу в пример их песни «Прогулки по воде» и «Воздух», осмысляющие важнейший урок, данный человечеству Христом: при наличии веры в душе нет абсолютно ничего невозможного. Эти песни писались в то время, когда уходил в прошлое советский материализм с его отрицанием Бога и высших сил, и становилось все более очевидным, что человеку нужен некий духовный опыт, что ему свойственно искать нечто трансцендентное. Интеллигенция тех лет искала его кто в буддизме, кто в православии, кто в философии - а Нау скрупулезно исследовал внутренний мир человека.
10. Из того, что я слушаю в последнее время, мне чуть ли не больше всего нравится Rag n Bone man. Их песня «Bitter End» рассказывает о том, как заканчивается любовь: хотя еще недавно все было так замечательно, и герои изо всех сил старались сохранить свои отношения. Из этого можно извлечь некий жизненный урок о неизбежности потерь. А в музыкальном плане мне очень нравится замечательный, сильный голос исполнителя и некоторые интересные вокальные решения.
ЛЮДЯМ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:
Тэги: |