Города после COVID-19: штрихи к портрету будущего |
Андрей Прокофьев, polit.ru |
Пандемия коронавируса изменила мир: руководители 21% компаний заявили, что после отмены карантина их команды продолжат работать удаленно. Спрос на съем домов за городом вырос в марте почти в четыре раза. Свежий опрос «Авито» показал, что 23% россиян и 43% москвичей хотят иметь дачу или загородный дом. Те, у кого дачи остались с советских времен, видно, намерены серьезно вложиться в их модернизацию — спрос на соответствующие товары и услуги составил 86%.
И действительно, зачем жить в городе, если не нужно каждый день ездить на работу? Изменит ли коронавирус инфраструктуру городов — не только по причине оттока людей из офисов, но и из-за новых требований к гигиене? Существует уже несколько концепций о том, как изменится наша жизнь. Город как бизнес по обслуживанию свободного времениВ своей недавней лекции на Полит.ру Марат Гельман выдвинул следующую концепцию: коронавирус подтолкнет нас к более быстрому в постиндустриальный мир. Современный город станет инфраструктурой для обслуживания свободного времени людей. Территории (города) будут соревноваться за то, чтобы в них жили. И конечно, увеличится роль художников — как создателей событий, привлекательных для людей, так и наставников для тех, кто бы хотел потратить свое освободившееся время на творчество. «Чего хочет город? Город говорит художнику: сделайте нам такое событие, чтобы весь мир про нас узнал. Художник говорит: я сам бы хотел сделать такое событие, чтобы весь мир узнал о нем. Или: сделайте нам такую программу, чтобы люди вместо асоциального поведения какого-то (алкоголизма, например) ходили в ваши музеи, смотрели ваши спектакли. Он говорит: я сам бы хотел, чтобы стояли очереди в музеи, и так далее. То есть художник — партнер города по созданию уникального», — сказал Гельман. Профессор Сергей Бодрунов, директор Института нового индустриального развития (ИНИР) им. С. Ю. Витте считает, что в новой экономике, к которой мы стремительно движемся, город вообще не является важной хозяйственной точкой как таковой. Его теория ноономики как раз исходит из того, что у людей будет стремительно освобождаться время, и они займутся тем, для чего, собственно, созданы или к чему эволюционировали — творчеством. «Теория ноономики предполагает поэтапный переход на базе развития коммуникативных, информационных технологий расширение возможностей для удовлетворения потребностей людей. Нынешняя же модель, которая построена на рынке, собственности и прибыли как главной цели, а не на удовлетворении потребностей, которая по сути является вторичной, превратила экономику в механизм, который эти потребности не удовлетворяет. Отсюда глобальное неравенство, нищета. С одной стороны, прогресс позволяет удовлетворять творческие потребности людей, с другой стороны он используется для преумножения капиталов», — отметил Бодрунов. По мнению Бодрунова, сейчас технологический прогресс уже позволяет разрешить это противоречие, формируя инфраструктуру доступа к благам: речь не идет о прямых материальных вещах, но в первую очередь, к образованию, к здоровью, к творческому самовыражению. В этом плане информационные, коммуникативные технологии, а далее — развитие искусственного интеллекта, построение нейросетей позволяют резко повысить возможности для всех и снизить уровень напряжения в мировой системе, приблизив эпоху, которую его научная группа называет новым индустриальным обществом нового поколения. «Несмотря на то, что эти технологии развивались активно, пандемия резко повысила спрос на эти технологии и приблизила их развитие и внедрение в экономику и жизнь общества. Сегодняшняя пандемия, которая показала необходимость большей социализации, ускорила и технологическое развития, и мы приблизились к новому обществу, по нашим подсчетам, на пять-семь лет», — заключил Бодрунов. Как изменится инфраструктура городовПервые градостроительные законы родились в XIX веке, во время промышленной революции, для борьбы с инфекционными заболеваниями. Из-за страха пандемии туберкулеза размеры домов увеличили, стали заботиться о вентиляции и солнечном свете, рассказал Euronews профессор градостроительства мадридского университета CEU San Pablo Карлос Ф. Лахоз. Точно также коронавирус может сейчас повлиять на строительство и городскую среду в целом. Возможно, появятся новые требования к «здоровому городу» — что делать с плотностью населения, из-за которой, например, Москва стала эпицентром пандемии? Решением этой проблемы может стать концепция «15-минутного города», цитирует также Euronews американского социолога Ричарда Сеннета. Согласно этой идее, торговые и рабочий узлы находятся в пешей или велосипедной доступности от жилых кварталов. Так, например, развивается Париж. Возможно, изменятся и требования к строительству жилья: например, появится требование строить не только детские сады и школы, но и больницы в новых жилых комплексах. Однако что выглядит более страшным для городской жизни — возвращение большого количества машин в город. Личный автомобиль гарантирует большее личное пространство, нежели поездка в автобусе или на метро. Декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Михаил Блинкин считает, что с этим вопросом, например, в Москве, все не очень хорошо. «Единственный разумный формат планировки-застройки-землепользования, — пишет ученый в своем блоге, — когда-либо реализованный в ходе подобного исхода, именуется „Car Oriented Development“ — „застройка, ориентированная на использование личного автомобиля“. Опыт последних 80 лет подтвердил, что минимальные условия реализации этого формата — плотность дорожной сети от 6–10 и более км/км2. Средняя плотность дорожной сети Московской области менее 1 км/км2. Для ближнего Подмосковья характерны цифры порядка 1,5 км/км2; к примеру, на территории нынешнего ТИНАО до ее присоединения к Москве -1,66 км/км2. Для окраинных районов области тот же показатель приближается к отметке 0,5 км/км2, типичной для окрестных областей Центрального региона России». По словам профессора, дефицит сети постепенно появляется и в Подмосковье: девелоперы строят новое жилье, коттеджи — при прежней инфраструктуре, которая рассчитана на меньшее количество людей. «К примеру, местная дорожная сеть в окрестности Крекшинской развязки на Киевском шоссе, состоящая в основном из двухполосных дорог низких технических категорий, немедленно станет в тяжких систематических заторах, как только девелоперам удастся продать квартиры в уже построенных девятиэтажках в Ново-Никольском и готовые коттеджи в близлежащих поселках», — привел пример Блинкин. Европа же ставит на велосипеды как самую дешевую и эффективную альтернативу машинам: Милан планирует оборудовать 35 километров новой велосипедной инфраструктуры в период с мая по сентябрь, а французское правительство выделило 20 млн евро на развитие этого вида транспорта в Париже, Лионе, Лилле или Монпелье. Американский журнал WIRED цитирует Джейсона Корберна, который изучает здоровье в городах в Калифорнийском университете в Беркли: он считает, что еще одна проблема городов — неравенство. Бедные люди живут в плотных, загрязненных и многолюдных условиях. Которые, естественно, «рай» для распространения коронавируса. Он предлагает размещать самые бюджетные, самые красивые, самые красивые новые проекты городов в самых бедных и самых заброшенных районах. Наш досугЦифры показывают, что слова Гельмана во многом отражают реальность: люди довольствуются гречкой, но в большей степени нацелены на самосовершенствование. По данным одной из крупнейших онлайн-торговых площадок Ozon, россияне в марте потратили в марте на товары для домашнего досуга на 75%, чем в прошлом году. Сервис сделал анализ 2,5 млн заказов и выяснилось, что народу нужны не только зрелища, люди модифицируют то, что раньше им не было нужно. Многие решили сделать ремонт — +296% покупок за первый месяц карантина. Чаще всего россияне, по данным магазина, покупали дрели-шуруповерты и отвертки. Еще +150% к покупкам настольных игр, +120% — к товарам для хобби и творчества, +110% — к книгам. Также никто не бросил спорт — +120 к покупкам ковриков, +105% — к утяжелителям и +90 — к эспандерам. В среднем, на товары для домашнего досуга россияне тратили в среднем 2,1 тыс. рублей — на 900 рублей больше, чем в тот же период в 2019 году. Более того, в период с 16 по 23 марта аналитики онлайн-школы «Фоксфорд» зафиксировали миллион новых пользователей, а эксперты онлайн-университета «Нетология» отмечали рост количества регистраций на 340% по итогам первых трех недель марта. Как отметил гендиректор холдинга TalentTech Евгений Барулин в интервью изданию «Современная цифровая образовательная среда», до самоизоляции многие и не знали о том, что есть прекрасная альтернатива, и теперь многие едва ли отвернуться от этой возможности. Кстати, аудитория zoom выросла в 20 раз — и это только начало. И хотя коронавирус приносит тренд на «онлайн», развитие локальных сообществ, изменение инфраструктуры городов и, возможно, оттока людей на свежий воздух, всем нам ужасно хочется собраться большой компанией с друзьями в парке и…не говорить — «а теперь меня слышно? Але?».
ЛЮДЯМ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:
|