Американцы ищут корни нашей гомофобии |
По материалам inosmi.ru |
Намедни в американской газете «The Atlantic» вышла статья, автор которой пытается разобраться с корнями русской гомофобии. «Бизнес-ланч» представляет перевод текста с inosmi.ru. Российская Дума во вторник единогласно одобрила законопроект, запрещающий распространение гомосексуальной «пропаганды» среди несовершеннолетних. Проведение гей-парадов, выступления в защиту прав геев или в поддержку одинакового отношения к гомосексуальным и гетеросексуальным парам могут стать основанием для наложения денежного штрафа на сумму до 31 тысячи долларов. Перед голосованием в парламенте активисты, выступающие за права геев, попытались провести «акцию поцелуев» перед зданием Государственной Думы, однако их забросали яйцами сторонники православной церкви и прокремлевские активисты. Противники геев также провели свою акцию, а один из ее участников держал плакат с надписью «Законодатели! Защитите народ от извращенцев!» Аргумент относительно того, что молодого человека «с помощью пропаганды» можно превратить в гея, кому-то покажется устаревшим (не говоря уже о переоценке возможностей пропаганды), однако в современной России он представляется вполне уместным. «Искалеченные педофилами дети выпрыгивают из окон, они кончают жизнь самоубийством. Педофилия - это покушение на жизнь ребенка!», - громогласно заявил один из петербургских депутатов, когда в прошлом году подобный закон принимался в этом городе. При этом он, судя по всему, не проводил различия между гомосексуальностью и попытками растления малолетних. Мадонне недавно был предъявлен иск за высказывания в поддержку прав геев во время ее концерта в Санкт-Петербурге. А когда 23-летний человек в Волгограде признался своим собутыльникам в прошлом месяце в том, что он гей, они избили его, засунули ему бутылку в задний проход и разбили ему камнем голову. В Советском Союзе гомосексуальность считалась преступлением, каравшимся тюремным заключением и каторжными работами, и сталинская политика, направленная против геев, сохранилась в 60-е и 70-е годы. Геи считались в обществе «аутсайдерами», а гомосексуальность представлялась как сфера педофилов и фашистов. Такие меры, как запрещение пропаганды, свидетельствуют о том, что многие россияне до сих пор не избавились от подобных установок, хотя уже прошли десятилетия после крушения режима, поддерживавшего гомофобию. «Когда в 1993 году был отменен сталинский закон против гомосексуалистов, не последовало никакой амнистии для тех, кто находился в заключении за содомию», - написал на своей страничке в Facebook’e профессор истории Дэн Хили, эксперт по гомосексуальности в России. Всего 16% россиян сегодня считают, что гомосексуальность должна быть принята обществом, тогда как в соседней (и также бывшей коммунистической) Польше количество людей, поддерживающих геев, составляет 42%. Интересно отметить то обстоятельство, что россияне противоречат главному тренду в современной гомофобии: более религиозные страны намного меньше склонны к тому, чтобы принять гомосексуальность. Однако Россия и Китай, судя по всему, отвергают как Бога, так и геев. Россия считается одной из наименее набожных стран в мире, и только 33% россиян в 2009 году считали, что религия занимает очень важное место в их каждодневной жизни. И хотя россияне не являются религиозными людьми в традиционном смысле, большинство из них все еще продолжают активно поддерживать православную церковь, которая обладает политической властью как союзник путинского правительства, а также представляет собой символ национальной гордости для значительной части населения. Действительно, сегодня многие русские рассматривают принадлежность к церкви как способ подтвердить свою «русскость», о чем написала мне в своем послании по электронной почте Маша Липман, руководитель программ по изучению общества и религии московского отделения Карнеги-центра. От 80% до 90% русских считают себя православными христианами, однако практически никто их них не посещает церковь даже один раз в месяц. Большинство респондентов в ходе проведенного в 2007 году опрос отметили, что религия является для них «национальной традицией», а также «соблюдением моральных и этических стандартов», тогда как всего 16% опрошенных сказали о том, что для них религиозные вопросы связаны с личным спасением. Глава Русской Православной Церкви патриарх Кирилл прямо говорит о таких «социальных недугах», как альтернативная сексуальная ориентация. «Церковь использует очень жесткую риторику против геев, и она становится день ото дня все более жесткой, - отметил один из активистов санкт-петербургского гей-движения в интервью Международному общественному радио (PRI). Пять лет назад они бы проигнорировали этот вопрос, а сегодня они говорят, что гомосексуальность является грехом». Не случайно участницы панк-группы Pussy Riot были отправлены в тюрьму за свое выступление, устроенное как раз в православной церкви. Старейшины православной церкви также временами принимали участие в кампании Путина и делали странные заявления, в которых смешивалось в одно целое христианство и долговечность «Единой России». Кирилл заявил, что «либерализм приведет к правовому коллапсу, а затем к Апокалипсису». Он также назвал президентство Путина «чудом». А протоиерей Дмитрий Смирнов однажды призвал «не забывать о том, что первым революционером был Сатана». Правительство Путина, судя по всему, придерживается традиционной российско-советской идеи относительно того, что правители должны устанавливать для страны моральную повестку дня. А российские законодатели весьма рады возможности опереться на поддержку церкви и использовать укоренившуюся нетерпимость общества для сплочения консервативных сил страны. По мнению профессора истории Массачусетского технологического института Элизабет Вуд, введенный запрет пропаганды показывает, что «Путин и его приближенные защищают свои собственные интересы, создавая ситуацию противостояния «мы против них». «Поскольку в России широко распространена гомофобия, я думаю, что советское государство продолжило линию царистского православного государства, пытаясь выступать в роли морального государства и государства-опекуна, а традиция оказания государственного влияния на моральный выбор человека там никогда не умирала. Поэтому относительно простым для постсоветского государства оказалось возвращение к регулированию советского стиля. А поскольку советское государство, а еще больше российское, было основано на противопоставлении «мы против них», то для властей не составляет труда сказать что «мы» - это x, а не y. К сожалению, гомосексуалисты без труда попадают в категорию «y». В некоторых странах подобного рода закон был бы воспринят как свидетельство неуправляемости религиозного влияния. Но принятый в России закон является частью более широкого антиоппозиционного движения, а также свидетельством активного наступления на целый ряд гражданских свобод. «Гомофобия чаще всего вытекает не из веры, а из антилиберальной позиции, - отмечает Липман. - Россия не является либеральной страной, и правительство Путина использует в своих интересах антилиберальные настроения, особенно в течение последнего года - с того момента, когда Кремль столкнулся с массовыми протестами либерального меньшинства». |