Иркутские археологи настроились хорошенько покопаться в древних могилах на Хубсугуле |
По инф. Телеинформа |
12.01.2017 |
Археологи ИРНИТУ в 2017 году намерены отправиться в экспедицию в Монголию. В северной части озера Хубсугул они изучат погребальные обряды кочевников, сообщает пресс-служба вуза. Исследование этой территории, граничащей с республикой Бурятия, поможет узнать об активных перемещениях кочевых племен и о тех культурных традициях, которые впоследствии распространились в Прибайкалье. – Задача этого года – раскопать как можно больше разных по конструкции захоронений и попытаться определить их возраст. Мы планируем выстроить хронологическую шкалу изменений погребальных традиций на берегах Хубсугула со второго тысячелетия до н.э. до второго тысячелетия н.э., – отметил руководитель научно-исследовательской лаборатории археологии, палеоэкологии и системы жизнедеятельности народов Северной Азии ИРНИТУ профессор Артур Харинский. Отметим, ранее в ходе многочисленных археологических экспедиций в Приангарье и Забайкалье археологи под руководством Артура Харинского обнаружили несколько захоронений, позволяющих идентифицировать их как монгольские. Основным маркером наличия могилы кочевников являются плоские или курганообразные насыпи из камней. Выбирая положение умершего человека в могиле, монголы ориентировались на вероятном местонахождении «страны мертвых» – север или северо-восток.
Часто встречаются и захоронения у подножия горы, которую считали мостом, по которому душа добирается до «страны мертвых». Усопших монголы хоронили в гробах, деревянных рамах или колодах. Колодами называют погребальную конструкцию, представленную коротким отрезком толстого бревна с выдолбленной с одной из продольных сторон нишей для покойника. Позже этот элемент погребального ритуала был заимствован русскими, хоронившими в колодах своих умерших на территории Приангарья 17-18 веков. Специалисты отмечают, что ещё одна особенность, характерная для монгольского населения в Забайкалье, Южной Сибири, Северо-Восточном Китае, связана с обычаем помещать в погребальные камеры ногу барана. По одной из версий, баранье стегно служило умершему пищей в загробном мире. Согласно другим предположениям, после смерти душа умершего по берцовой кости барана поднималась вверх, оказывая помощь в случае необходимости живым родственникам.
ЛЮДЯМ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:
Тэги: |