В одном из регионов Эфиопии постепенно образуется океан, который в будущем поделит Африканский континент на две части. По прогнозам специалистов, это займет около десяти миллионов лет.
Тем не менее, исследователи называют происходящее в африканской долине «поистине невероятным». С комментариями для «Вести ФМ» — заведующий кафедрой динамической геологии МГУ Николай Короновский.
«Вести ФМ»: Николай Владимирович, здравствуйте! Почему ученые называют то, что сейчас происходит в этой части Африки, невероятным?
Короновский: Тут ничего невероятного нет. Все дело в том, что на востоке Африки есть зона так называемых восточноафриканских рифтов, куда относится район Афар, северная Эфиопия и Красное море. Красное море – это тоже рифт, он образовался 5 миллионов лет назад, но раздвижение с образованием коры океанического типа произошло всего лишь 2 миллиона лет назад. Так что разговоры о том, что в районе Афара, в этом треугольнике в Эфиопии, происходит раздвижение коры, ничего такого нет.
«Вести ФМ»: То есть, по сути, это можно назвать продолжением Красного моря?
Короновский: В принципе, да. А вообще-то рифт тянется до самого юга Африки. Но там он был раньше, он был там 200 миллионов лет назад, потому — более молодой. Вот все горы эти – Килиманджаро, Рувензори — это все находится в рифтах. Это действительно так. Когда она отколется — это еще вопрос далекого будущего. Миллионы лет.
«Вести ФМ»: Для вас это не является чем-то таким из ряда вон выходящим?
Короновский: Нет, это так и должно быть, потому что данные ЧПС еще раньше показывали, что они действительно расходятся в разные стороны. Так же, как Аравия удаляется от этой части Африки.
«Вести ФМ»: Это естественный процесс – движение этих континентов?
Короновский: Процесс — да, поскольку, по-видимому, в мантии поднимаются горячие плюмы, которые растаскивают это все. Ничего страшного в ближайшие миллионы лет не будет. Так что я не знаю, почему это сенсация, когда это и так было известно, мы даже об этом студентам читаем.
«Вести ФМ»: В 2005 году всего за 10 дней трещина, которая была длиной 60 километров, раскрылась до 8 метров в глубину. Все-таки это достаточно быстрый процесс.
Короновский: Нет, это быстро, но в глубину, а в ширину сколько? В глубину – это другой вопрос. То, что процесс может ускоряться, это тоже достаточно тривиальные вещи. Красное море все время расширяется. Но расширяется осевая часть – там, где кора океанического типа.
«Вести ФМ»: Но если при этих процессах что-то убывает, соответственно, где-то должно прибавляться? Где это происходит?
Короновский: Как говорил основатель МГУ, Михаил Васильевич Ломоносов, где в одном месте чего-то убывает, в другом присовокупится. Присовокупится Аравия, которая идет на север со скоростью 2,5 сантиметра в год, и давит на Кавказ, на Тавр, поэтому там землетрясения сильные, а Анталья от Турции отходит к западу, наоборот. А часть Аравии пододвигается под горы Загроса, под Иран, там землетрясения — это закономерный процесс последние, скажем, 100 миллионов лет.
«Вести ФМ»: То есть образование этого раскола является частью общих процессов, происходящих на Земле?
Короновский: Конечно, глобальных. Но это интересно. Если там процесс пошел с большей скоростью, это, конечно, представляет интерес, безусловно.
«Вести ФМ»: Но он обособленно пошел с большей скоростью? Только в этом месте или где-то еще можно ожидать подобных процессов?
Короновский: Нет, надо смотреть и в других местах, но это очень хорошее место. Треугольник Афара — там, где молодые базальты, молодые лавы, которые говорят о том, что этот участок – активный. Еще где? Ну, вот у нас, например, Северный Ледовитый океан, хребет Гаккеля — это тоже рифтовая зона, которая в море Лаптева подходит к нам и от этой зоны тянется полоса землетрясений на Северную Камчатку, пересекая всю Чукотку и так далее. Вот в далеком будущем это может объединиться, если хребет Гаккеля, то есть Северный Ледовитый океан начнет градуировать в эту сторону.
http://news.mail.ru/society/4037957/
|