Провинциальный галеризм: Движение вперед |
Александра ПОБЛИНКОВА, сама немного того |
29.08.2015 |
Давно ничего не слушала про Марата Гельмана, кстати. Не знаю, как там дела у столичных галеристов, но до Иркутска добрался галерейный бум. Говорят, даже Красноярск нам завидует. Выставочные пространства наконец стали похожими на «третьи места», и это отличная новость для всех тех, кто считает, что в городе И есть только кабаки и торговые центры.
Сегодня побывала на арт-ланче в галерее Виктора Бронштейна — новый формат встреч для людей, которые так или иначе приближены к культуре. На ланче говорили о том, как к нам приходит культура Востока и «Душа Азии». Вспомнилось, что именно благодаря иркутским галериствам местные снобы и хипстеры узнали ценность бурятских и монгольских художников. Лина Еромнтович, Диана Салацкая и их восточные проекты точно сыграли в этом не последнюю роль. За десять с небольшим лет Даши Намдаков стал серьезным брендом, а восточные художники с их выставками вызывают в снобском мире легкую ажитацию. Но тем не менее, еще несколько лет назад, при наличии в городе нескольких галерей и достаточного количества музеев, только одна Галерея Revолюция могла считаться полноценным общественным пространством, достаточно просторным и открытым для всех сумасшедших идей. Вдохновители Революции Миша Григорьев и Катя Беляева заслуживают часовых и множественных оваций. Именно они в свое время показали всем, что может случиться, если отдавать пространство на откуп творческим людям без особых сложных согласований и долгой официозной цензуры. Получается — хорошо, свежо и живо.
Revолюция стала тем самым колоколом, который разбудил Герцена, то есть классические музеи и небольшие галереи. Появились форматы вполне светских тусовок в классических очагах культуры. Все, что я так или иначе наблюдаю в провинциальной культуре последние пять лет — движение вперед, к хорошему. Неважно, в Европу или в Азию. Когда-то давно, когда я писала обзор галерей для одной серьезной газеты, локальные галереи выглядели немного диковато: в половине картины ютились между отличными обеденными группами вполне славными шкафами-купе. Чувствовалось, что Иркутск — город, может, и столичный, но в первую очередь купеческий. Шло время... Что мы имеем сейчас: как минимум три отличные частные галереи. Переезд галереи Диас в 130 квартал — событие номер раз. Теперь там есть два этажа и вполне просторное место для мини-лекций. В таком месте хочется собираться и проводить время. Второе и, пожалуй, ключевое открытие года — реинкарнация галереи Виктора Бронштейна. В ней прекрасно все — от коллекции и уникальных скульптур Даши Намдакова, до соседней энотеки и сувенирной лавки. Редкий, кстати, случай, когда в иркутской галерее продают годные сувениры, которые не стыдно иностранцам показать. На фоне частников подтянулись музеи, некоторые немного отряхнули нафталин и тоже начали суетиться в борьбе за клиента. Ибо теперь потребителю искусства есть, из чего выбрать. Словом, мне страшно нравится все, что сейчас происходит. Осталось только надеяться, что без голландских сыров у народа тяга к прекрасному не угаснет, и все будет хорошо. Давайте, галеристы, мы в вас верим!
ЛЮДЯМ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:
|