Приветливые сектанты и немного просветления |
Александра ПОБЛИНКОВА, тоже немного того |
06.10.2012 |
Разного рода сектанты относятся ко мне хорошо: я умею внимательно слушать и не люблю теологических споров, чем вызываю у них доверие. Как-то раз всю дорогу от Култука до Иркутска мужик в электричке рассказывал мне о том, что нет «белых» и «черных» а есть дзен-буддизм и сплошной ночной дозор. Разговор не кончился каким-то логическим выводом или хотя бы «по сто грамм». Но ведь были и другие. Я помню даму, которая рисовала дома на наволочках пророческие картины, где-то там между котов и акварелей неизменно светился Иисус или Богородица. Видали мы католическую организацию с православным рэпом. Люди в нашем городе склонны увлекаться духовными исканиями, сами с собой, никому особо не досаждая. Самым занятным — и добровольным - моим переживанием было посещение одной из самых крупных сект в городе. В последнее время секты, как мне кажется, перестали быть чем-то совсем уж вредоносным. Тусуются в них люди, благодушно дышат сообща, поют или ждут конца света, другие люди в нашей стране вот, например белые ленты носят или в твиттере сутками сидят, есть еще те, кто каждый свой прием пищи в Инстаграм отправляет — и тоже ничего страшного. Эта история давно ждала момента появиться где-нибудь, но так как на семинаре я подписала какой-то сомнительный договор о неразглашении, то готова историю с сектантским опытом вынести в массы только сейчас. В конце 2011 года я записалась на семинар по йоге. Заплатила 2500 рублей — мне обещали, что деньги пойдут на благотворительность и только после этого решила проверить через гугл, что это за организация. Гугл ответил быстро и сразу — секта это. Одна из самых популярных в нашем городе. Это уже сейчас я знаю, что каждый третий иркутянин хоть раз пережил эти семинары по постижению личности или какие-нибудь другие «тренинги личностного роста», а некоторым они даже понравились, но вот именно в тот момент было немного жутковато. В первый же день на семинаре я встретила толпу бывших коллег деда — научных сотрудников ИОХа и волнительно настроенных дам, плюс к ним пара восторженных студентов. Не буду говорить, насколько подозрительно выглядел договор о курсах - не нашла там, к счастью, графы про "отписать имущество"... Для начала всех заставили обниматься и изрекать "Я принадлежу тебе". Кстати, замечу что-почему-то подобного рода сектанство особенно по душе сотрудникам научных институтов ИНЦ СО РАН. Про философию и гармонию с миром рассказали довольно известные вещи. Спрашивали, зачем сюда пришли. Многим завсегдатаям можно вип-карты на членство в секте выдавать сразу - «хочу гармонии, равновесия, покоя, просветления». Меня волновали лишние складки жира, но это было не достаточно высокой проблемой, по мнению тренеров. Собственно, главная фишка занятий — коллективных задых или крия. Длилось это дело - коллективное ритмичное дыхание в разном темпе магнитофонную запись, минут сорок. Вокруг меня сидело около 50 человек почти в трансе. После коллективного задыха народ растянулся на матах и начал мерно храпеть. Единственным последствием пережитого опыта у меня оказалась изжога. Дальше было только веселее: после того, как мы в группах поделились основами своей биографии, из которой я узнала, что на курсы каким-то странным образом забрел бывший сотрудник СИЗО, мы сели в рядочек и должны были смотреть соседу напротив в глаза и, видимо, отождествлять себя с ним. Страшно забавное и смешное занятие эта игра в гляделки, но за смех и веселье тренеры осуждали суровым взглядом. На третий день начались разговоры про счастье. Удивительно, как тридцать вполне взрослых людей, часть из которых и вовсе умильные пенсионерки, может внимательно слушать такую банальщину и кивать, как будто Заратустра сам пришел и вещать начал. Судя по тем философским положениям, которыми нас пичкали все три дня — ничего нового со времен Будды и Иисуса никто все же не придумал. После совместного ленча начался адский ад. Сначала речь шла про карма-йогу (бедный Далай-Лама, он и не знает, как можно исказить теорию кармы). Потом про Эго - тут настало время Фрейду заворочаться в гробу. Далее - очередной сеанс игры в "гляделки". После чего по какую-то дебильную музыку с закрытыми глазами я отплясывала с полковником СИЗО на пенсии. И после этого всего еще минут сорок тренеры несли чушь про шри-шри-гуру и про то, как он нас всех спасет. В этот момент бесповоротно захотелось ругаться матом. Стало ясно, что увлекательная часть семинарчика завершена, а завтра народ ждет уютное приглашение в секту и коммуникативные тренинги. Короче, мне стало невероятно жалко еще одного новогоднего выходного, вполне в соответствии с сектантской теорией - я могу посвятить служению людям. В той форме, в которой я это понимаю. Например, найти ту книжку, которую давно искала мама, навестить бабулю, сварить рождественского осьминога и может даже вымыть пол в коридоре. Пришлось врать. Про больную бабушку, которой очень надо в больничку - по причине чего я уж никак не могу прийти на "завершительное занятие". Разговор с тренером не задался. Если в двух словах, то завершительный день семинара оказался не в пример важнее онкологически больной бабушки. Бескомпромиссное "ТЕБЕ ЭТО НАДО". После того, как я спешно покинула тренировочный зал, смачно и громко выругалась матом. Хотя, с другой стороны, раз людям нравится — значит и такие развлечения кому-то нужны. И, как показывает статистика городской администрации, у которой эта общественная организация стоит на контроле, очень востребованы. Иной раз, когда я кому-нибудь пересказываю эту историю, попадаю в неловкие ситуации, понимая, что люди — сторонники тех самых практик. С добрыми глазами, вежливые, но что-то уж чрезмерно увлеченные счастьем. Впрочем, вероятно, это совсем не лишнее в нашем лишенном стрессоустойчивости мире. |