Фарфор, бисер и породистые поросята |
Александра ПОБЛИНКОВА, тоже немного того |
21.06.2014 |
Иркутск временами город совсем культурный. Одна беда – классическая – горожане не могут договориться между собой и развести мероприятия. Всю неделю как та обезьяна пыталась разорваться между литературными вечерами в драмтеатре и Молчановке, фестивалем поэзии на Байкале и ножиковскими встречами. В это же самое время в нашем городе гостил Сергей Безруков, открылась первая авторская выставка художницы Александры Янченко, благотворительный аукцион проекта «Коробочка» и многое другое. Все это подобно цветным перьям салюта в День Города. А за нимм — лето в бурной сирени и не менее активной моли, отпускники и город И, который до августа имеет шанс превратиться в Сайлент-Хилл. На фоне возвышенных литературных дискуссий немало хорошего затерялось. Вот, например, в пятницу в киноклубе «Кино без спойлеров» показали свежее документальное кино «Фарфор и свиньи». Мне, правда, все хочется назвать ленту «Бисер и свиньи» почему-то. Но не в поросях дело, впрочем. Отличная документальная лента киностудии «Стаханов» рассказывает про историю хайтинского фарфорового завода, что долгие годы стоял в Мишелевке, а потом перестройка, рыночная экономика — и только черепки белых сахарниц и чайников напоминают о былых мощностях.
Та самая посудка с меткой в виде горностая есть в каждой третьей российской семье. Столовские тарелки, чашки с розами, пузатые чайники «Богатырь». Хайтинский завод — это вам не БЦБК, встал — и никакой медийной суеты. В трех словах: фильм о том, как мы все п.....ли. Проронила скупую слезу об ушедшей эпохе, но ободрилась от другого: минкульт Иркутской области выделил гранты на три документальных ленты о регионе. «Фарфор и свиньи» - одна из них. А Восточно-Сибирская студия кинохроники, кстати, еще один привет из прошлого времени. Когда-то ВССК была одной из лучших в стране, а потом документальное кино, как и тот самый фарфор, перестало быть кому-то нужным. Мой диплом в университете был про ту самую ВССК и больше всего на свете мне хотелось снимать документальные очерки про нашу жизнь, но от документального кино в нашем краю явно сыт не будешь, и все сложилось иначе. Но каждый раз я готова танцевать на столе, когда читаю новости о том, что киножурнал «Восточная Сибирь» может вернуться, когда вижу, что иркутяне снимают хорошие документальные фильмы. Вполне себе в лучших традициях ВССК. В ленте меня немного смутили целых три финала и один немного макималистский постскриптум. Но дело в другом — у нас могут делать хорошее документальное кино, которое учит, которое рассказывает, которое приятно смотреть. И именно от таких историй, как с фарфоровой фабрикой, ты начинаешь лучше понимать свой край и ценить его. Транссиб, Братская ГЭС, фарфоровый завод — а сколько еще есть историй, о которых мало рассказано и можно снимать и снимать. Это не звездный «Похабовск», это не заказные фильмы о том, как хорошо работать в компани НН, это немного другая затея, и она не шибко пахнет капиталами, так что были бы гранты, а школа ВССК еще осталась. |