Этому городу нужны маркетологи для поэтов! |
Александра ПОБЛИНКОВА, тоже немного того |
29.09.2013 |
Всем поэтам тяжело дается осень. Даже иркутским — от первого желтого листа до снега не так много времени, потому оно травит душу в максимально сжатые сроки и оптом. Это лирическое отступление. Суть в том, что в Иркутске есть поэты, им даже имя — легион. Несколько союзов писателей и как минимум две крупные группировки, которые уже много лет живут в непримиримой междоусобной розни. Тем не менее, каждое из сообществ несет миссию сохранения и приумножения местной поэтической культуры — одни проводят стихотворные слэмы и полубардовские фестивали, другие — вечера лирических чтений и Фестиваль поэзии на Байкале. Проекты обоих коалиций порой бывают местечковыми, временами не обходятся без лирических возлияний до седьмого пота, и по-своему очаровательны. И совершенно немногочисленны. Но какие бы идеологические распри не беспокоили иркутских поэтом, они всегда могут объединиться на борьбу с варягом. Особенно если этот варяг имеет коммерческий успех. Получилось так, что в нашем мире некоторые люди еще готовы платить за прослушивание стихов. Им, в среднем, от 16 до 21, и за 400 рублей за вечер их не давит жаба. Такая вот публика собралась намедни послушать заезжего одессита Ес Сою. Читать его стихи в интернете — невыносимо ужасно, но авторские чтения — приятный уху и сердцу жанр. И песни на его стихи не отвратительны. Стоит ли говорить, что местное пишущее сообщество выступает против взимания мзды за стихи в целом и ненавидит поэтов «хипстерского» типажа Сои в частности. В Фэйсбуке начались народные баталии на смерть. Полагаю, как это у нас бывает, не обойдется без вписания иных в «нон грата», других в ряды людей дурного вкуса, и, разумеется, дело всегда может обернуться мелким мордобоем. Претензии большинства выражены в старой популярной иркутской форме, как в том старом анекдоте - «сам Битлз не слышал, но мне Абрам напел». Доводы из серии: вот на Соях вырастет и для вас рано или поздно платежеспособная аудитория, которая привыкла покупать билеты на чтения и любит поэзию — не работает. Потому что наша поэзия — это по-другому. Не знаю, как но по-другому. И негоже перенимать опыт «собирания» аудитории у всяких там в узких штанах. Только вот какое дело — на Фестивале поэзии на Байкале главред «Литературной газеты» сказал, что сложно назвать интеллигентом и культурным человеком того, кто пропустил все мероприятия. А ведь их пропустила большая часть города. Пусть кто-то по причине летних отпусков и дачного рабства, но ведь не посетили и не узнали, какие стихи бывают хорошими. И на поэтические слэмы читатели Сои не ходят по каким-то своим соображениям. Торгательные, добрые иркутские деятели культуры, которые делают милейшие вещи, страдают без эффективного маркетинга и от того, что хороших стихов у нас не читают, а Сою слушают. И это, наверное, беда... Но среди наших многих союзов писателей я не встречала ни единого маркетолога. Если продвижением наших художников всерьез занялись частные галеристы, то стихи — не ходовой товар, в этом и трагедь. К слову, стоит ввести такую специальность на филфаках — маркетинг литературы и поэзии, имеет шанс быть востребованной. |