Несколько лет назад некие американские умники придумали одну экономическую теорию. Которая так или иначе уже начинает активно формировать развлекательный облик любого крупного города. А называется она «теорией длинного хвоста»…
… и заключается в следующем. В наше технологичное и перегруженное информацией время «потребители» как некое монолитное сообщество, слабо разделяющееся по гендерному и возрастному принципу, свое существование прекратили.
Теперь каждый сверчок хочет свой шесток и чтобы там все было устроено именно так, как хочется ему. То есть товары и услуги в XXI веке начинают с бешеной скоростью делиться и сегментироваться по неким социально-профессионально-тусовочным нишам. И каждому бизнесмену вполне по силам найти себе некую категорию потребителей, которую он сможет окучивать долго и доходно. Ведь главным препятствием для подобного разделения был рекламно-информационный поток, идущий до публики по ограниченному числу каналов и в ограниченный во времени. А с появлением интернета и соцсетей стало вполне возможным найти себе уютное заведение по душе. Какое-нибудь кафе для геев-веганов-поклонников книг о муравьях. И все при этом довольны. У владельца всегда будет зал битком, а данная социальная группа посетителей замкнется на себе, получая одновременно индивидуальный комфорт и среду для общения.
Даже если и относиться ко всему вышеизложенному как к гипотезе, тяжело не отметить, что все рестораны, кафе и прочие места отдыха в Иркутске более менее в эту «длиннохвостую» теорию вписываются.
Вот, например, есть заведения для «обеспеченных». Они позиционируют себя жестче всех. Цена за вход там выше, чем в аналогичных местах, а цифры в меню и карте бара удивляют количеством нулей. И народ идет туда, чтобы показать, что у него «есть деньги», и чтобы не пресекаться «со всякими нищебродами». Яркими примерами являются «Индокитай» и «Эстрада».
Заведения для «богатых» действуют иначе. У них вообще нет никакой рекламы. Они респектабельны и спокойны. В них всегда мало посетителей и практически все они знакомы друг с другом. А главное оружие этих мест - репутация «тихой заводи» для спокойного, вдумчивого отдыха и деловых встреч. «Черное золото» и «Стрижи» - вот выбор богатых людей.
Самые молодые и самые модные – это заведения для хипстеров (это такие юноши и девушки, которые тщательно следят за европейскими и мировыми трендами). К ним относятся кофейни «Белая ворона» и «Трэвелерс», позволяющие хипстоте почувствовать себя хоть на минуту в берлинской кофейне или московском «Старбаксе», что в их понимании примерно одно и то же.
Заведения для богемы, пожалуй, самые маргинальные. Главное там – дешевое бухло и тусовка. Тут реально нет никакой рекламы, маркетинга или стратегии. Только сарафанное радио и только в узком «своем» кругу. Человеку с улицы достаточно трудно попасть в подобные места, потому что о них известно лишь посвященным, и даже нет вывески. Бар «Дома актера» и до недавних пор существовавшая «Нехорошая квартира» (о судьбе этого места читайте в колонке Саши Поблинковой) - вот выбор богемы нашего городка.
Формат заведений «для быдла» традиционно поддерживают ново-ленинские шашлычки и «Рюмочная» на Центральном рынке. Если ваша цель сначала «накидаться», а затем влезть в драку – это место для вас.
Самые распространенные (после шашлычек для быдла) это бары для офисного планктона. Тех самых героев песни Семена Слепакова, которые «каждую пятницу в г…о». Ребята хорошо поработали 5 дней и им нужно хорошо отдохнуть среди себе подобных. И в этом им успешно помогают: сеть ирландских пабов «Харатс» и бар «Берлога».
Среди «заведений для съема» никто не переплюнет «Дикую лошадь» и «Бар Акабаму». Хотите потрахаться? Идите туда. Партнера или партнершу на ночь найдете с легкостью. Ведь и все остальные приходят исключительно за этим. А для совсем уж экстремалов случайного секса есть инфернальный «Чердак» (но это уже скорее вышеупомянутый формат «для быдла»).
Разумеется подобное деление достаточно условно и в крайней степени умозрительное, однако может вполне помочь в выборе места для комфортного отдыха в компании людей именно вашего социального уровня. Хотя и никто не возбраняет вам заняться социальными экспериментами. И кем бы вы ни были, я искренне пожелаю вам удачи, если вы все-таки решитесь отправиться в «Рюмочную». Храни вас при этом экспириенсе Будда.
|