«Супер Айза»: еще один опыт кукольного эксгибиционизма |
Людмила Семенова, rosbalt.ru |
25.06.2020 |
Реалити-шоу становятся все более вялыми и однообразными, а их участники выглядят какими-то жалкими. Но желание заработать сильнее чувства стыда.
Бурный рост числа «инстазвезд», которые все чаще стремятся не только быть красивыми, богатыми и знаменитыми, но и доносить до народа некие важные истины, принимает угрожающие для психики подрастающего поколения масштабы. Особенно это касается девочек. Ведь, как бы нас ни пугали влиянием «феминисток с небритыми подмышками», школьницы охотнее слушают вовсе не их, а тех, кто называет себя it-girl. Недавно список реалити-шоу о жизни «светских львиц» пополнился проектом «Супер Айза». Он вышел на канале «Супер» при участии Ксении Собчак (как и предыдущее шоу «ЯнаСупер», посвященное насыщенным будням продюсера Яны Рудковской) и рассказывает о жизни Айзы Анохиной. В прошлом эта девушка была известна как рэп-исполнительница под псевдонимом A (Z)IZA и бывшая жена скандального рэпера Гуфа. Теперь она позиционирует себя как бизнесвумен, телеведущая, инстаграм-звезда и мать двоих детей. Но не стоит ждать от ее шоу полезных советов о том, как вести бизнес или воспитывать ребенка. Оно посвящено более интересным вещам, главная из которых — персона самой Анохиной. Концентрация самолюбования так высока, что Айза, похоже, искренне не замечает, как дискредитирует себя перед зрителями и подписчиками. Она горестно рассказывает на камеру, что вышла замуж за серфера Дмитрия Анохина «по глупости» и «из-за похоти», что муж не обеспечивал ее деньгами, а после расставания обустроился на Бали, где «нет никакого развития». И теперь почти уже бывшие супруги не могут даже цивилизованно поделить общий бизнес.
В шоу участвуют также сыновья Айзы: старший Сэм от Гуфа и Элвис от Анохина. Именно они, пожалуй, производят наиболее удручающее впечатление — как и любые дети, которым приходится быть частью родительской самопрезентации. Сэм посещает психолога и говорит своему брату: «Мама развелась с твоим папой, значит, он уже не твой папа». И неважно, вложил ему такие слова в уста сценарист или мальчик сам дошел до подобных умозаключений. Дети в принципе должны жить совсем другими идеями и интересами. Это почти такая же бесстыдная эксплуатация ребенка, как привлечение сына Яны Рудковской и Евгения Плющенко к рекламе поправок в Конституцию. Сама Айза в течение шоу тоже жалуется психологу на свою нелегкую долю, примирить с которой может разве что активно рекламируемый успокоительный препарат. Одна из серий почти целиком посвящена заботе звезды о своем здоровье — отдыху в элитном санатории с правильным питанием, «клизмами и слабительным». Преувеличенная серьезность демонстрации всех этих процедур почему-то вызывает ассоциации с лечебным курортом в комедии «Любовь и голуби». Не обошлось и без рассказа Айзы о косметологических манипуляциях — с наглядными примерами. Коммерческая составляющая подобных эпизодов очевидна, и скорее всего шоу снималось в первую очередь ради нее. Кроме того, главная героиня охотно делится славой с коллегами по цеху. В кадре побывали и видеоблогер Ида Галич, и писательница Наталья Давыдова, известная в соцсетях как «Тетя Мотя», и певец Олег Майами, изобразивший романтическую любовь с Айзой. Ссоры, примирения и поцелуи «возлюбленных» были сыграны в лучших традициях даже не российских мелодрам, а псевдодокументальных проектов типа «Не ври мне!» — с соответствующим талантом и энтузиазмом. А фраза ведущей «мы с Олегом придумали, что притворяемся» выглядит не то оговоркой «по Фрейду», не то откровенным стебом. Правда, неясно — над самими собой, уже не различающими реальную жизнь и зазеркалье шоу-бизнеса, или над своей целевой аудиторией. Разумеется, это реалити-шоу — такое же картонное, как прежние проекты Рудковской, Бузовой и Собчак (если вспомнить об уже древней «Блондинке в шоколаде»). Но в современном мире обитатели «кукольных домиков» все еще становятся объектами уважения и поклонения для части молодежи, стремящейся к легкой и красивой жизни. Мы не можем судить о том, насколько счастливы на самом деле герои подобных проектов. Но то, что они делают бизнес из тонкой сферы душевных переживаний и личных отношений, свидетельствует не столько о холодном расчете, сколько, напротив, о глубоком раздрае в их головах. Кажется, порой они сами верят, что делятся со зрителем частичкой души, а не просто рекламируют товары и услуги. Надо признать, что мастера быстрых, шальных и громких заработков всегда были популярнее тех, кто приносит реальную пользу обществу, не производя лишнего шума. Но сегодня мы видим, как эксгибиционистские проекты становятся все более бледными и вялыми. Они делаются по одному шаблону, который потихоньку изнашивается и блекнет. Остается надеется, что их аудитория повзрослеет и начнет ценить что-то помимо яркой внешности, дорогих вещей и отдыха на фешенебельных курортах.
ЛЮДЯМ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:
|