В словаре В. Даля про словечко «ходор» сказано следующее: «ходить ходором» это «расходиться, ходить козырем, кричать, браниться, хорохориться». И пример Даль такой приводит: «Петух ходором расходился!». Получается, что судьба Михаила Борисовича Ходорковского* была прямо его фамилией обозначена.
Иркутяне пытались отгадать загадку великого художника
По инф. Телеинформа
04.02.2015
Для иркутян, ценящих живопись или желающих просто восполнить пробелы в своих знаниях по истории искусств, 3 февраля в кинотеатре «Художественный» в рамках проекта «Theatre HD» устроили праздник – провели показ фильма-выставки «Девушка с жемчужной серёжкой» Яна Вермеера.
Зрители после просмотра, пожалуй, согласятся, что это было больше, чем просто кино об одной картине или даже об одном художнике. Авторы в полтора часа умудрились вместить историко-культурологический экскурс о современности голландца Яна Вермеера, жившего в 17 веке. Эксперты знают: понять о произведении можно больше, когда в распоряжении находятся знания о времени, когда оно было создано. Не говоря уже о личности художника и перипетиях его жизни – в конце концов, даже как-то неприлично смотреть на картину и не знать ничего об его создателе.
Итак, «Девушка с жемчужной серёжкой», датированная 1665 годом. Кто же такая эта молодая голландка? И голландка или иностранка? Знатная дама или простолюдинка, служанка? Более того, реальна она или выдумка художника, персонаж из сферы грёз? Эти вопросы ставят авторы фильма-выставки и с помощью экспертов с мировым именем находят занимательные ответы. Пока по ходу исследования собираются мнения, зрителей заодно немного погружают в искусствоведческую терминологию – и тут еще одна неожиданность. Неискушенные зрители узнают, что картина, которую они считают портретом, им вовсе не является! Более того, это бы легко мог им пояснить любой современник Яна Вермеера и еще, наверное, пожал плечами и подивился бы невежеству людей из 21 века. Вот ведь штука: изображение человека на хосте может относиться как к собственно портрету, так и к «трони» (с голландского – «голова», «лицо»). То есть если на картине изображен какой-то определенный человек, чаще всего богатый, являющийся заказчиком полотна, желающий, чтобы его узнали и использующий холст как демонстрацию своего благополучия и достатка – это портрет. Ну а если из рамы смотрит человек, представляющий некий типаж, он может быть неизвестным случайно взятым современником художника или вовсе выдуманным персонажем – тут зритель имеет дело с трони.
Вот тут снова и становится актуальным вопрос – кто же эта девушка с жемчужной сережкой? Кстати, выясняется, что и сережка-то вряд ли жемчужная, не было тогда такого жемчуга, зато ювелирных имитаций венецианских мастеров имелось предостаточно. Эксперты перечисляют: девушкой могла оказаться дочь, жена, служанка, соседка Яна Вермеера. Однако не все так просто, для голландской школы большое значение имела символика, многоплановость. И эксперты высказывают мнение, что при всей своей реалистичности и детальности с картины на зрителей доверчиво глядит не реальная женщина, а некий собирательный образ, появившийся благодаря фантазии мастера. Кроме того, об этом можно судить по наряду – на девушке восточный тюрбан (так в то время и в том месте не носили), а голландские художники были почти реалистами – они могли приукрасить действительность на холсте, но никак не противоречить ей, если дело касалось реальных натурщиков.
Конечно, отдельно эксперты остановились на технике рисования Яна Вермеера. Один из них сказал: «Я могу понять, как рисовал Рембрандт, он показывает это мазками. Но с Вермеером это не выходит». Вермеер в случае «Девушки с жемчужной сережкой» кладет краску тончайшими слоями. Интересен и прием, когда темный фон вокруг портрета-трони как бы выталкивает девушку к зрителям, она становится ближе, будто попадает с ними в одно пространство. Насчет этого один из искусствоведов отметил: «Насколько дистанционно, далеко от меня находится Мона Лиза, настолько близко я могу себя почувствовать рядом «Девушкой».
На портрете есть три белых мазка, которые, по мнению, экспертов, «делают» картину. С помощью них прорисованы белки глаз, сережка и блик света на нижней губе. Глаза и губы от этого становятся будто влажными, светящимися и более естественными, сережка же предполагается жемчужная, а жемчуг рождается в воде.
В завершение хочется напомнить: «Девушка с жемчужной серёжкой» – одна из самых знаменитых картин в истории искусства. Во время недавнего мирового турне к ней выстраивались огромные очереди, в одной только Японии посмотреть на «Девушку» пришло более миллиона человек.
В последнее время нельзя не заметить триумфальное шествие по стране группы «Руки вверх!», которую я помню еще со своего выпускного почти тридцатилетней давности. На концерты любимой группы Александра Овечкина, выступающей сейчас на Урале с тем самым репертуаром выдержкой в четверть века, собираются полные залы.
В России переснимут в полном метре популярный советский мультсериал «Ну, погоди!». О проекте стало известно на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).
В Великобритании, в заливе Кардиган у берегов Уэльса, дельфин вида афалина убил кунью акулу. Животное прозвали Энакин в честь персонажа «Звездных войн».
В России запретят выгул домашних животных на пляжах. Мера заработает с 1 сентября, пишет «РИА Новости» со ссылкой на проект федерального закона «О безопасности людей на водных объектах», разработанного МЧС.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности, изложенной здесь.