Иркутяне пытались отгадать загадку великого художника |
По инф. Телеинформа |
04.02.2015 |
Для иркутян, ценящих живопись или желающих просто восполнить пробелы в своих знаниях по истории искусств, 3 февраля в кинотеатре «Художественный» в рамках проекта «Theatre HD» устроили праздник – провели показ фильма-выставки «Девушка с жемчужной серёжкой» Яна Вермеера. Зрители после просмотра, пожалуй, согласятся, что это было больше, чем просто кино об одной картине или даже об одном художнике. Авторы в полтора часа умудрились вместить историко-культурологический экскурс о современности голландца Яна Вермеера, жившего в 17 веке. Эксперты знают: понять о произведении можно больше, когда в распоряжении находятся знания о времени, когда оно было создано. Не говоря уже о личности художника и перипетиях его жизни – в конце концов, даже как-то неприлично смотреть на картину и не знать ничего об его создателе. Итак, «Девушка с жемчужной серёжкой», датированная 1665 годом. Кто же такая эта молодая голландка? И голландка или иностранка? Знатная дама или простолюдинка, служанка? Более того, реальна она или выдумка художника, персонаж из сферы грёз? Эти вопросы ставят авторы фильма-выставки и с помощью экспертов с мировым именем находят занимательные ответы. Пока по ходу исследования собираются мнения, зрителей заодно немного погружают в искусствоведческую терминологию – и тут еще одна неожиданность. Неискушенные зрители узнают, что картина, которую они считают портретом, им вовсе не является! Более того, это бы легко мог им пояснить любой современник Яна Вермеера и еще, наверное, пожал плечами и подивился бы невежеству людей из 21 века. Вот ведь штука: изображение человека на хосте может относиться как к собственно портрету, так и к «трони» (с голландского – «голова», «лицо»). То есть если на картине изображен какой-то определенный человек, чаще всего богатый, являющийся заказчиком полотна, желающий, чтобы его узнали и использующий холст как демонстрацию своего благополучия и достатка – это портрет. Ну а если из рамы смотрит человек, представляющий некий типаж, он может быть неизвестным случайно взятым современником художника или вовсе выдуманным персонажем – тут зритель имеет дело с трони. Вот тут снова и становится актуальным вопрос – кто же эта девушка с жемчужной сережкой? Кстати, выясняется, что и сережка-то вряд ли жемчужная, не было тогда такого жемчуга, зато ювелирных имитаций венецианских мастеров имелось предостаточно. Эксперты перечисляют: девушкой могла оказаться дочь, жена, служанка, соседка Яна Вермеера. Однако не все так просто, для голландской школы большое значение имела символика, многоплановость. И эксперты высказывают мнение, что при всей своей реалистичности и детальности с картины на зрителей доверчиво глядит не реальная женщина, а некий собирательный образ, появившийся благодаря фантазии мастера. Кроме того, об этом можно судить по наряду – на девушке восточный тюрбан (так в то время и в том месте не носили), а голландские художники были почти реалистами – они могли приукрасить действительность на холсте, но никак не противоречить ей, если дело касалось реальных натурщиков. Конечно, отдельно эксперты остановились на технике рисования Яна Вермеера. Один из них сказал: «Я могу понять, как рисовал Рембрандт, он показывает это мазками. Но с Вермеером это не выходит». Вермеер в случае «Девушки с жемчужной сережкой» кладет краску тончайшими слоями. Интересен и прием, когда темный фон вокруг портрета-трони как бы выталкивает девушку к зрителям, она становится ближе, будто попадает с ними в одно пространство. Насчет этого один из искусствоведов отметил: «Насколько дистанционно, далеко от меня находится Мона Лиза, настолько близко я могу себя почувствовать рядом «Девушкой». На портрете есть три белых мазка, которые, по мнению, экспертов, «делают» картину. С помощью них прорисованы белки глаз, сережка и блик света на нижней губе. Глаза и губы от этого становятся будто влажными, светящимися и более естественными, сережка же предполагается жемчужная, а жемчуг рождается в воде. В завершение хочется напомнить: «Девушка с жемчужной серёжкой» – одна из самых знаменитых картин в истории искусства. Во время недавнего мирового турне к ней выстраивались огромные очереди, в одной только Японии посмотреть на «Девушку» пришло более миллиона человек.
ЛЮДЯМ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:
Тэги: |