В словаре В. Даля про словечко «ходор» сказано следующее: «ходить ходором» это «расходиться, ходить козырем, кричать, браниться, хорохориться». И пример Даль такой приводит: «Петух ходором расходился!». Получается, что судьба Михаила Борисовича Ходорковского* была прямо его фамилией обозначена.
Трехчасовое торжество музыкального, танцевального и изобразительного искусства – такая характеристика вполне будет уместна для балета Большого театра «Баядерка», который иркутяне посмотрели в рамках проекта «Theatre HD» в кинотеатре «Художественный» 7 декабря.
В рецензиях пишут, что «Баядерка» – образцовое произведение одного из стилистических направлений 19 века – эклектизма, который французы называют стилем Наполеона III или необарокко.
История, показанная – а вернее, станцованная – зрителям, по сюжету не столь замысловата, действие разворачивается в сказочной древней Индии. Участниками коллизии становятся храмовая танцовщица, баядерка Никия (Светлана Захарова), воин-полководец Солор (Владислав Лантратов), раджа Дугманта (Алексей Лопаревич) и его дочь Гамзатти (Мария Александрова). К любовным перипетиям также прикладывает свою руку и брамин.
По сюжету храмовая танцовщица тайком бегает на свидания к Великому воину. Он тоже ее любит, но, во-первых, девушку ревнует брамин (хотя духовному лицу по чину не положено), а во-вторых, правящий в округе раджа собирается выдать за полководца свою дочь – и тот не смеет сказать, что уже связан обещанием. В итоге свадьба Гамзатти и Солора состоится, а Никия танцует для них, убитая горем. В свою очередь раджа решает погубить соперницу дочери и передает баядерке корзину цветов, в которой затаилась змея. К заговору имеет отношение и брамин, у него свой расчет – священнослужитель припас противоядие, которое готов отдать Никии, но только если она согласится быть с ним. Однако танцовщица предпочитает смерть.
Первые два акта композиционно отличаются друг от друга: если до антракта танец используется в том числе и для рассказа о событиях (основное действие происходит именно в первом акте), то после, по сути, разыгрывается одна сцена – свадьба Гамзатти и Солора. Именно во втором акте постановщики соединили фольклорный, классический и характерный танцы. Каждая из партий – будь то танец Золотого идола или девушки с кувшином воды на голове – самодостаточна, не слишком привязана к сюжету и может быть исполнена отдельно.
Особое браво хочется высказать в адрес костюмеров и декораторов Большого: в театре никогда не экономили на создании нужной для спектакля атмосферы. «Баядерка» не стала исключением: массивные, богатые и детально изготовленные декорации радовали глаз зрителей, ценящих классический подход к оформлению сцены, а не современный – когда пространство оформлено схематично. Потрудиться было над чем – сменялись сцены внутри и снаружи дворца (для каждой смены – свой задник и декорации), необходимо было воссоздать храм, стоящий в джунглях. Если дворец раджи зрителям мог напомнить палаты султана из диснеевского «Аладдина», то храм смахивал на камбоджийский древний Ангкор Ват.
Даже если зритель, пришедший на «Баядерку» Большого, мало что смыслил в классическом балете, то ему было чем заняться – он мог просто любоваться многочисленными костюмами, рассматривая детали вблизи. Кстати, в этом – преимущество гостей проекта «Theatre HD», они видят всю постановку ближе и отчетливее, чем зрители Большого театра, пришедшие на балет. Благодаря телекамере, делающей запись, на лицах танцоров можно различить малейшие оттенки эмоций. Кроме того, костюмы, изготовленные мастерски, требуют именно пристального разглядывания. А костюмов этих предостаточно. Отметим, в балете заняты довольно много исполнителей, каждая сцена массовая – перед зрителями, помимо солистов, внушительное число кордебалета.
Наконец, отдельно стоит рассказать о третьем акте балета, который по сюжету практически не связан с основным действием и, по признанию специалистов, часто исполняется в концертах как отдельная постановка. Связь, действительно, довольно условная – все, что происходит там, Солор видит во сне, находясь в полубреду от страданий по поводу утраты Никии.
Декоративное исполнение третьего акта также отличается от первых двух: если вначале, когда происходит основное действие, на сцене массивные классические декорации, то в третьем акте основными декорациями становятся 34 танцовщицы в белоснежных пачках и газовыми вуалями. Надо отметить, смотрится это достаточно внушительно. Кстати, в мировой культуре именно весь третий акт назван шествием теней-привидений с Гималаев, длящемся около часа. Балерины действительно танцуют на фоне темных туманных склонов гор. Освещение выстроено таким образом, что белизна костюмов подчеркивает потусторонность происходящего и хрупкость параллельного мира.
В последнее время нельзя не заметить триумфальное шествие по стране группы «Руки вверх!», которую я помню еще со своего выпускного почти тридцатилетней давности. На концерты любимой группы Александра Овечкина, выступающей сейчас на Урале с тем самым репертуаром выдержкой в четверть века, собираются полные залы.
В России переснимут в полном метре популярный советский мультсериал «Ну, погоди!». О проекте стало известно на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).
В Великобритании, в заливе Кардиган у берегов Уэльса, дельфин вида афалина убил кунью акулу. Животное прозвали Энакин в честь персонажа «Звездных войн».
В России запретят выгул домашних животных на пляжах. Мера заработает с 1 сентября, пишет «РИА Новости» со ссылкой на проект федерального закона «О безопасности людей на водных объектах», разработанного МЧС.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности, изложенной здесь.