Фанаты балета отвели душу |
Юлия Никонова, Телеинформ |
10.12.2014 |
Трехчасовое торжество музыкального, танцевального и изобразительного искусства – такая характеристика вполне будет уместна для балета Большого театра «Баядерка», который иркутяне посмотрели в рамках проекта «Theatre HD» в кинотеатре «Художественный» 7 декабря. В рецензиях пишут, что «Баядерка» – образцовое произведение одного из стилистических направлений 19 века – эклектизма, который французы называют стилем Наполеона III или необарокко. История, показанная – а вернее, станцованная – зрителям, по сюжету не столь замысловата, действие разворачивается в сказочной древней Индии. Участниками коллизии становятся храмовая танцовщица, баядерка Никия (Светлана Захарова), воин-полководец Солор (Владислав Лантратов), раджа Дугманта (Алексей Лопаревич) и его дочь Гамзатти (Мария Александрова). К любовным перипетиям также прикладывает свою руку и брамин. По сюжету храмовая танцовщица тайком бегает на свидания к Великому воину. Он тоже ее любит, но, во-первых, девушку ревнует брамин (хотя духовному лицу по чину не положено), а во-вторых, правящий в округе раджа собирается выдать за полководца свою дочь – и тот не смеет сказать, что уже связан обещанием. В итоге свадьба Гамзатти и Солора состоится, а Никия танцует для них, убитая горем. В свою очередь раджа решает погубить соперницу дочери и передает баядерке корзину цветов, в которой затаилась змея. К заговору имеет отношение и брамин, у него свой расчет – священнослужитель припас противоядие, которое готов отдать Никии, но только если она согласится быть с ним. Однако танцовщица предпочитает смерть. Первые два акта композиционно отличаются друг от друга: если до антракта танец используется в том числе и для рассказа о событиях (основное действие происходит именно в первом акте), то после, по сути, разыгрывается одна сцена – свадьба Гамзатти и Солора. Именно во втором акте постановщики соединили фольклорный, классический и характерный танцы. Каждая из партий – будь то танец Золотого идола или девушки с кувшином воды на голове – самодостаточна, не слишком привязана к сюжету и может быть исполнена отдельно. Особое браво хочется высказать в адрес костюмеров и декораторов Большого: в театре никогда не экономили на создании нужной для спектакля атмосферы. «Баядерка» не стала исключением: массивные, богатые и детально изготовленные декорации радовали глаз зрителей, ценящих классический подход к оформлению сцены, а не современный – когда пространство оформлено схематично. Потрудиться было над чем – сменялись сцены внутри и снаружи дворца (для каждой смены – свой задник и декорации), необходимо было воссоздать храм, стоящий в джунглях. Если дворец раджи зрителям мог напомнить палаты султана из диснеевского «Аладдина», то храм смахивал на камбоджийский древний Ангкор Ват. Даже если зритель, пришедший на «Баядерку» Большого, мало что смыслил в классическом балете, то ему было чем заняться – он мог просто любоваться многочисленными костюмами, рассматривая детали вблизи. Кстати, в этом – преимущество гостей проекта «Theatre HD», они видят всю постановку ближе и отчетливее, чем зрители Большого театра, пришедшие на балет. Благодаря телекамере, делающей запись, на лицах танцоров можно различить малейшие оттенки эмоций. Кроме того, костюмы, изготовленные мастерски, требуют именно пристального разглядывания. А костюмов этих предостаточно. Отметим, в балете заняты довольно много исполнителей, каждая сцена массовая – перед зрителями, помимо солистов, внушительное число кордебалета. Наконец, отдельно стоит рассказать о третьем акте балета, который по сюжету практически не связан с основным действием и, по признанию специалистов, часто исполняется в концертах как отдельная постановка. Связь, действительно, довольно условная – все, что происходит там, Солор видит во сне, находясь в полубреду от страданий по поводу утраты Никии. Декоративное исполнение третьего акта также отличается от первых двух: если вначале, когда происходит основное действие, на сцене массивные классические декорации, то в третьем акте основными декорациями становятся 34 танцовщицы в белоснежных пачках и газовыми вуалями. Надо отметить, смотрится это достаточно внушительно. Кстати, в мировой культуре именно весь третий акт назван шествием теней-привидений с Гималаев, длящемся около часа. Балерины действительно танцуют на фоне темных туманных склонов гор. Освещение выстроено таким образом, что белизна костюмов подчеркивает потусторонность происходящего и хрупкость параллельного мира.
ЛЮДЯМ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:
Тэги: |