Чрезмерная любовь и забота опасны |
По инф. Телеинформа |
01.06.2015 |
Где граница между любовью и насилием, когда забота о близком человеке превращается в тотальный контроль, который будет «только на пользу»? И может ли человек найти в себе силы, не разлюбив другого, отпустить его идти своей дорогой, не выпустить на свободу свой эгоизм, справиться с внутренним диктатором – который и взялся-то вроде бы ниоткуда, тем более, у хорошего, сердечного, доброго и простого человека? В этих вопросах 31 мая пытались разобраться иркутяне, пришедшие на спектакль «Вид с моста» в кинотеатре «Художественный» в рамках проекта «Theatre HD». Говорят, «сверху видно всё». Вот и американский драматург Артур Миллер решил рассмотреть конфликт, когда одна любящая душа поневоле подавляет другую, но не под микроскопом, а с верхнего ракурса – «Вид с моста» ему показался оптимальным. Именно так он назвал свою пьесу, которую в 2014 году поставил лондонский театр «Янг Вик», славящийся экспериментами, артистичными решениями, свежестью, нарочитой неэлитарностью. Напомним, по сюжету портовой грузчик Эдди Карбоне живет в Бруклине со своей женой Беатрисс и племянницей Кэтрин. И с первой сцены становится понятно, что Эдди и Кэтрин – самые близкие люди на свете, они знают друг друга, как никто. Как пояснила 17-летняя Кэтрин, она чувствует за квартал, в каком настроении идет ее дядя, хочет ли он пива или нет. Племянница для Эдди – родная кровь, часть, души, своё дитя, которое нужно оберегать от всего и вся, а также самый близкий друг. Его чувство, кажется, даже глубже и трогательнее, чем отцовское – и тем больше сердце рискует быть разбитым. И зритель понимает, что вскоре Эдди придется свыкнуться с тем, что Кэтрин уже выросла, ей пора строить свою жизнь и учиться на своих ошибках. Иначе произойдет непоправимое… Кстати, его чувства порой отдают чем-то нездоровым, забота и любовь перерастает в страсть и зависимость от племянницы. Однажды на пороге дома Эдди появляются два брата, Марко и Рудольфо, родственники Беатрисс. Оба они находятся в стране нелегально, но Эдди рад приютить их у себя. Он вообще славный малый: работящий, семья с ними не попадет, умеет дружить, заботится о близких, честный, открытый, понимающий, всегда готовый помочь. Артур Миллер объединил в пьесе вечную семейную драму отношений и исторически актуальную тогда проблему нелегальных мигрантов, которые после войны бежали из Италии в поисках работы, чтобы не дать себе и родным умереть с голода. И коллизии эти назревали давно и параллельно, но развиваться стали, переплетаясь вместе. Родольфо – красавец-блондин, не похожий на итальянца, – влюбляется в прекрасную 17-летнюю племянницу Эдди, она сама без ума от молодого человека, который умеет не только работать (да и не для него разгружать корабли в доках), а поет и танцует, даже умеет шить и готовить! Для простого работяги Эдди это, как говорится, ни в какие ворота не лезет. Он неоднократно подозревает Родольфо в том, «с парнем не ладно». Ну не может мужчина с нормальной сексуальной ориентацией так себя вести, уверен главный герой! Может, он бы и смирился с другим человеком, но тот покусился на самое дорогое в жизни Эдди – на Кэтрин. И влюбленная племянница все больше отдаляется от дяди, но не специально. Она по-прежнему стремится быть с ним рядом, сделать его счастливым – но Эдди не желает другого счастья, его все устраивало на протяжении 17 лет, а менять жизнь из-за «парня, с которым неладно», он не согласится ни за что. Эдди повидал жизнь, знал разных людей. Он боится, что блондину-итальянцу Кэтрин нужна, чтобы оформить после свадьбы гражданство. Кроме того, это первый мужчина, с которым племянница близко познакомилась и общалась. Ну откуда у нее опыт, чтобы распознать в нем нечестного человека? Такие мысли все больше поглощают Эдди, его съедает ревность и ненависть. Кстати, ни разу в пьесе подозрения в отношении Родольфо ни подтверждаются, ни развеиваются. Не в этом суть конфликта. Все вокруг говорят Эдди, что Кэтрин уже выросла и должна сама решать, ее пора отпустить. Но сильный, честный и волевой Эдди не найдет в себе возможности это сделать. В пьесе есть одна сцена, когда Марко (он семьянин, работает, чтобы отправить домой как можно больше денег, вот он совершенно понятен и симпатичен Эдди) предлагает главному герою поднять одной рукой стул, держа его внизу за ножку. Как ни старается Эдди, у него не выходит. Не выйдет и с Кэтрин. Несмотря на попытки Эдди образумить племянницу, она решила выйти замуж за Родольфо. Это поможет ему получить гражданство, потому что миграционное бюро не дремлет – нелегалы ходят по лезвию ножа. И тогда Эдди, который вначале пьесы учил родных, как не выдать приехавших итальянцев, сам снимает телефонную трубку и совершает предательство. Служба не заставит себя ждать и нагрянет с визитом. Эдди запоздало кричит, чтобы Марко и Родольфо бежали через заднюю дверь, но поздно. Марко попадает за решетку. Через полтора месяца будет суд – формальность перед неминуемой отправкой на родину, обратно к голоду и безработице, в никуда. Родольфо остается на свободе, у него скоро свадьба с гражданкой США. А Марко потерял все. Эдди, потеряв рассудок от ревности и бессилия вернуть все на круги своя, обрек семью Марко на… может, и на смерть сразу. Несчастный итальянец не может простить этого, у него тоже есть понятия о долге и чести, он обещает убить Эдди, называет его крысой. Это слово подхватывает и Кэтрин – самый близкий некогда для Эдди человек. Но своим поступком главный герой отвернул многих близких. Происходит встреча Эдди и Марко, они провоцируют драку, которую сначала пытаются сдержать все остальные персонажи, но затем они все собираются в один клубок тел, и вдруг их поливает кровавым дождем прямо на сцене. Кстати, сцена всю пьесу была белой – это ведь пол в доме честного, чистого душой Эдди. Там даже ходят все босиком (если в ботинках, то их предупредительно снимают) – чтобы не попрать грязной обувью дом, а значит, и внутреннее состояние жильцов. В секунду белого больше нет, всюду красные лужи, и только Эдди лежит на полу, силится встать, не может и, наконец, затихает, убитый Родольфо. Есть в пьесе и резонёр – сосед-адвокат. К нему Эдди дважды ходил за советом, как с помощью закона справиться с Родольфо. Оба раза он получил ответ, что никак – не запрещено законом любить и жениться, а доказательств о злых намерениях Родольфо у Эдди нет. Есть, правда, одно: эти итальянцы – нелегалы… Но на тот момент дядя Кэтрин не мог пойти на такой шаг. Адвокат все время пытается втолковать Эдди, чтобы он оставил племянницу в покое и позволит ей жить самостоятельно. Но и этого авторитетного в округе человека тот не слушает. Адвокат – еще и рассказчик. Именно он знакомит зрителей с персонажами, объясняет, что творится в их жизни, наблюдает за всем действием со стороны (вот и снова «Вид с моста» – сверху и со стороны, так виднее). Он же произносит последнее слово над Эдди. И слово то, несмотря на поступок, ставший трагической ошибкой и крестом главного героя, было светлое.
ЛЮДЯМ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:
Тэги: |