«Золотые полтинники» рока: октябрь-68 |
Владислав ТОЛСТОВ |
01.10.2018 |
Рок становится прогресивным Nice “Ars Longa Vita Brevis”К осени 1968 года понадобилось какое-то общее определение новым тенденциям: двойным альбомам, сложным многослойным композициям, бесконечным концертным (а вскоре и студийным) импровизациям. Лучшее определение предложила английская группа Nice, напечатавшая на конверте своего второго альбома (с красноречивым названием по латыни) определение «прогрессивный рок». Так теперь и стали называть наиболее продвинутые записи, и оказалось, что все больше и больше музыкантов хотят выглядеть как можно более прогрессивно. Те же Nice переиграли бернстайновскую «Америку», задав новые стандарты исполнительского мастерства.
- Jimi Hendrix Experience “Electric Ladyland”Хендрикс, как теперь все вспоминают, не планировал записывать двойной альбом, но продюсеры не смогли отобрать материал для одной пластинки – все было настолько хорошо, что пришлось выпускать двойник, единственный в прижизненной дискографии Джими Хендрикса. Источники вдохновения – английский блюз-рок (Хендрикс около двух лет прожил в Лондоне) и американская психоделия, давшая в соединении один из лучших рок-альбомов. Хотя сейчас когда слушаешь «Electric Ladyland”, заметно, сколько идей в музыке Хендрикса осталось неразвитыми.
Procol Harum “Shine on brightly”Снова британская группа, снова второй альбом, и, к слову, они могли бы претендовать на звание первопроходцев прогрессивного рока. Не только в музыкальном, но и в текстовом отношении. После того, как Beatles на конверте альбома «Клуб одиноких сердец Сержанта Пеппера» напечатали тексты песен, это стали делать все. Но Procol Harum превратили чтение текстов в дополнительную фанатскую опцию, печатая их то акростихами, то вставляя в тексты слова и целые строки, которых не было на записи – чтобы слушатели сличали, выписывали неспетое и приходили к глубокомысленным и многозначительным выводам. Плюс к тому альбом был выпущен в разных версиях для британского и американского рынка, что дало еще дополнительную пищу для размышлений – сличать разные издания, порядок песен, лакуны в текстах. Прогрессивный рок требовал такого же прогрессивного слушателя!
Status Quo “Picturesque Matchstickable Messages from the Status Quo”Вот уж никогда бы не отнес к прогрессивному року группу Status Quo – все ее слышали и все представляют, что за музыку они играют. А вот, оказывается, начинали они именно так. Песню "Pictures of Matchstick Men" для первого сингла приняли с неохотой, но послушайте ее сейчас – это же чудо, одна из лучших песен не только в репертуаре Status Quo, но вообще в богатой музыкальной палитре 1968 года. До сих пор, кстати, остается их самым крупным хитом в США, где он достиг #12.
ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ПОСТОЯННЫЕ ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРНЫХ НОВИНОК ОТ ВЛАДИСЛАВА ТОЛСТОВА
ЛЮДЯМ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:
![]() В последнее время нельзя не заметить триумфальное шествие по стране группы «Руки вверх!», которую я помню еще со своего выпускного почти тридцатилетней давности. На концерты любимой группы Александра Овечкина, выступающей сейчас на Урале с тем самым репертуаром выдержкой в четверть века, собираются полные залы.
|