Иркутяне посмотрели «Верхний свет» британского театра «Wyndham’s» |
По инф. Телеинформа |
13.10.2014 |
«Верхний свет» – спектакль в постановке режиссера Стивена Долдри британского театра Wyndham’s, который увидели иркутяне 9 октября в кинотеатре «Художественный» в рамках проекта «TheatreHD» – легко мог не случиться, не стать событием и не пережить второе рождение спустя восемнадцать лет после первой постановки. И на то были бы вполне объективные причины. Камерная разговорная драма – жанр совершенно особенный. Персонажи в ней для зрителя – словно под микроскопом, нельзя ни сфальшивить, ни спрятаться за театральными эффектами. За два с лишним часа можно узнать о людях на сцене больше, чем о некоторых своих знакомых за всю жизнь. Три актёра, четыре персонажа (четвёртый, умершая от рака жена Тома и подруга Киры присутствует на сцене незримо, но явственно), тесная холодная квартира в восточном Лондоне. Два акта: в первом героев с необоримой силой тянет друг к другу, во втором, с ещё большей, разносит в разные стороны. И здесь разыгрывается совершенно чеховская драма: люди шутят, пьют чай, а в это время разбиваются их судьбы. Или, если точнее, прямо на наших глазах с ними не случается то счастье, которое было возможно и которое они заслужили. Тонкая комедия с печальной улыбкой, очень трогательно и правдиво рассказанная история – за общее впечатление обычно стоит благодарить режиссера. Работа Стивена Долдри безукоризненна. Даже такая технически сложная задача, как выстраивание мизансцен спектакля, в котором одновременно на сцене находится не больше двух героев, ведущих один бесконечный диалог, решена с той лёгкостью, которая выдаёт огромный опыт и мастерство. Билл Найи великолепен в роли Тома Сёджанта, успешного бизнесмена, вся прагматичность, напористость и деловая хватка которого неожиданно оказываются бесполезны. Любимая женщина (её играет Кэри Маллиган) откажется от всего, что можно купить за деньги, не захочет строить своё счастье на предательстве и не сможет забыть прошлое, чтобы начать всё заново. А ещё – сварит макароны, произнесёт вдохновенный монолог «не рассказывайте, что нам нужно делать – делайте!» и влюбит в себя всех зрителей. И даже Мэтью Бирд (в пьесе он Эдвард Сёджант, сын бывшего возлюбленного Киры), появляющийся на сцене только в самом начале и в самом конце, честно заработает свои аплодисменты. Современную драматургию часто обвиняют в дегуманизации. Главными героями становятся идеи, а персонажи превращаются в картонных резонёров. Однако «Верхний свет» – отличный пример того, как можно рассказать историю эпохи, рассказывая историю людей. Давид Хэа, автор пьесы, в своём интервью притворно огорчается тому факту, что его пьеса за столько лет так и не потеряла своей актуальности: ему казалось, что он написал пьесу абсолютно современную, максимально полно отразив в ней сегодняшний день. Даже если таково было его настоящее желание, драматург создал нечто большее. Хэа удалось не просто точно и иронично передать дух времени, но и почувствовать его напряжённый нерв, то подспудное напряжение, которое будет лишь накапливаться и в итоге взорвётся лондонскими погромами одиннадцатого года. Ещё раз хочется повторить: эта отличная пьеса легко могла превратиться в ужасный спектакль. Но ей повезло встретить своих идеальных исполнителей. А зрителям, в свою очередь, повезло стать этому свидетелями, не пришлось даже ехать в Великобританию. XXI век, спасибо за такие простые и неожиданные радости.
ЛЮДЯМ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:
Тэги: |