Интервью без спойлеров: Влад Демешков о ситуации в киножизни Иркутска |
Трепалась Александра ПОБЛИНКОВА |
21.08.2014 |
[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений 2014/demeskoff как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления. Известный в Иркутске кинокритик Влад Демешков в конце прошлого года представил местным эстетам и ценителям хороших фильмов новый проект «Кино без спойлеров». Специально для «Иркутской Торговой газеты» он поделился своими мыслями про спойлеры, короткометражки и мультиплексы.
- Влад, почему и зачем ты начал проект «Кино без спойлеров»?
Не знаю, зачем. Как в фильме «Любовь и голуби»: по пьянке закрутилось… Просто когда я узнал про подобный проект в другом городе, мне стало интересно, как можно сделать это без стартового капитала и феерических усилий. Первый фестиваль «Кино без спойлеров» был ограниченным по времени – 7 недель. Но пока я проводил кинопоказы, то заметил, что тема достаточно востребована. А раз кому-то это нужно, то я решил продолжать и открыл уже постоянный киноклуб «Кино без спойлеров». Получилось вот как… Людям нравится проект, они говорят, что все круто, и они бы с удовольствием ходили. Но это как бутылка рома у тебя в холодильнике. Ром там стоит, ты знаешь, что он есть и ты можешь налить и выпить в любой момент, но по факту он может простоять месяц или даже год. Вот так и с «Кино без спойлеров»: ты знаешь, что есть такой проект и помещение, где показывают фильмы, и ты можешь туда прийти. Только вот в формате камерного кинотеатра крайне сложно выжить если к тебе не приходит определенное количество людей и не приносит определенное количество денег. А аренда-то капает… Большие кинотеатры могут работать на потоке: давать большую рекламу, зарабатывать на семейных выходных, попкорне. Я такое себе позволить не могу – капитализация и жанр не те. Поэтому я перешел сейчас в формат такого «цыганского» кинотеатра. Я договариваюсь с разными конторами, которые на каких-то условиях дают зал, а я в нем устраиваю показы. И все довольны. «Кино без спойлеров» в классическом формате оптимально проводить 1-2 раза в неделю. Сейчас я его делаю совместно с летней площадкой Дома Кино. И еще пару раз в неделю показываю фильмы в кофейне «Примус». Прорабатываю к осени еще другие варианты площадок, но не скажу каких, чтоб не сглазить. Я надеюсь, что найду рано или поздно какое-то постоянное помещение. И я смогу «остепениться». Еще один формат показов – лекции + кино. Я провел уже несколько лекций, реакция была самой позитивной. Я не скажу, что очень много людей приходит, но своя аудитория уже сложилась. И еще возникает вопрос эксклюзивности. Не нужно один и тот же фильм показывать семь дней в неделю. Я вышел путем проб и ошибок на следующий формат: кинолекция, «Кино без спойлеров» и языковой показ. В Иркутске показами кино на языке оригинала последовательно никто не занимается, а для тех, кто изучает язык, это интересно. Вот эти три направления я собираюсь развивать, вокруг них формируется своя аудитория. - Ведь «Кино без спойлеров» - это проект про воспитание и чувств, там не показывают тупых комедий и ширпотреба. Насколько к этому готова аудитория?
Не скажу, что сотни приходят на сеанс, но десятки. В Доме Кино, например, на какой-то дневной сеанс чего-то не идущего больше нигде приходит от 10 до 30 человек, это с учетом непростой географии места. У меня максимальное количество на один сеанс было – 70 человек, в среднем – 20. Опыт показывает, что если делать показы раз в неделю, то приходит около 20 человек, если чаще -около 10 человек. Так что большой зал особо не нужен. - А вот с кинокритикой ты, кажется, завязал…? Я стал редко писать. Кинокритика это всегда личное, объективной она не бывает. Самое простое– обругать фильм, который не понравился, тут можно развернуть плечи и махать топором, тебе будет прикольно, и читать будет интересно. А если фильм тебе понравился, тут сложность формулировок и обоснований вырастает на порядок. Но самое трудное - если ты к фильму вообще никак не относишься, а писать нужно. И когда ты смотришь фильм, начинаешь напрягаться: вглядываешься с разных точек зрения, начинаешь в телефон записывать возникающие мысли – это уже профдеформация. В определённый период меня это начало раздражать, и сейчас я пишу только про фильмы, которые произвели такое впечатление, что это в себе уже не сдержать. Слова сами просятся наружу. Слава богу, кинокритика для меня сейчас не основной заработок. Это же, на самом деле просто кошмар, когда раз в неделю ты идешь в кино, невзирая на то, что там идет, смотришь, и тебе еще про это …. (как правило) надо что-то написать. И ладно если фильм совсем плохой. Про некоторые фильмы писать просто нечего, а ударяться в эстетство и писать только про «фестивальщину» - это тоже, я считаю, неправильно. - В Иркутске постоянно что-то происходит в сфере кино: какие-то фестивали, квизы и так далее. У нас киногород? Киноквизы из Иркутска уже распространились по всей России. Любители кино - это сейчас в чем-то маргинальная аудитория. Все, у кого есть компьютер и интернет, смотрят в основном сериалы. Но не потому что лучше драматургия или еще что-то, а просто потому что они короче. Ты за 20 минут можешь посмеяться, за 40 минут получить какую-то эмоцию. Почему сейчас так любят короткометражки? Ты позовешь людей на фильм, придет 10 человек, а если ты проанонсируешь показ сборника короткометражек, придет 100 человек. Крайне сложно уже человеку один сюжет полтора часа выдерживать. Темп жизни не позволяет. Все остальные смотрят кино. Большинство - участников списка «100 фильмов которые обязательно нужно посмотреть». Потому что подобными рекомендациями весь Вконтакте забит. Вот недавно рассуждал: когда я делаю показы, у меня есть три пути: идти на поводу у публики и показывать Вуди Аллена, «Кофе и сигареты», на что все интеллектуально фапают. Второй путь – это уйти в полный арт-хаус и начать показывать Тарковского или что-то жесткое. Третий вариант – показывать любимое кино Демешкова. Смотрите то, что нравится именно мне и думайте, что хотите. Кстати, на «Кино без спойлеров» я именно так и делал. Мне понравилось, я показал, вам не понравилось – не мои проблемы. И я лавирую между этих трех путей. В третьем случае это не издевательство и не цинизм. Ты посмотрел фильм, он понравился, и тебе хочется этими ощущениями поделиться. Другой момент, что не все люди кино в принципе воспринимают. Буквально вчера мне человек сказал, что я показываю непонятное кино. Я попросил пример. Вот, говорит, «Париж, я люблю тебя!». Я думаю, блин, 15-минутные короткометражки, там же все понятно! Первый показ «Кино без спойлеров» - это был фильм «Великая иллюзия». Простой, трогательный, милый фильм, но когда мне говорят он очень сложный, то я думаю: «Ну елки-палки, если тебе «Великая иллюзия» сложная, мне тебе что, «Машу, и медведь» показывать?». Увы, но культурный бэкграунд большинства не толще школьной тетрадки. Я считаю, что это все человеческая лень. Нежелание вникать и узнавать что-то новое, напрягаться. Вот я уже и брюзжу по-стариковски… - Ты столько лет занимаешься кино, почему же ты работаешь в музее, а не, скажем, в Доме кино? А кем? По-хорошему, мне бы и «Кино без спойлеров» не стоит делать. Потому что киноотборщики и прокатчики – отдельная каста. Я тут почитал специальную литературку – с ума сойти сколько нюансов, а профессиональная деформация жестче чем у кинокритиков! Когда это становится профессией, то начинаешь мыслить другими категориями: как набить полный зал. Это совершенно безумная работа, если делать ее качественно. Нет уж. Лучше когда я от киноденег не завишу, а они идут приятным бонусом. Но вот я с удовольствием ввязался бы в организацию какого-нибудь кинофестиваля, и кстати… Наш (иркутский областной краеведческий, - прим. авт.) музей организует в конце сентября начале октября интересный кинофестиваль. В этом году - столетие Первой мировой войны, и у нас появилась идея сделать фестиваль фильмов про это историческое событие. Фестивальные мероприятия пройдут в 130 квартале, на базе филиала краеведческого музея «Окно в Азию». Показы будут идти на протяжении недели. Формат такой: лекция про какой-то период войны плюс художественный или документальный фильм. Цена билетов будет абсолютно символической. Там хорошее помещение, отличный экран, качественный звук. Я думаю, людям это будет интересно. Фильмы для показа отбирал лично я. - Раньше в Иркутск много хороших фильмов не приходило, а как сейчас? Хорошо, что у нас появились мультиплексы. Когда у тебя шесть залов, тебе их надо чем-то заполнять, не будешь же ты во всех шести показывать «Черепашек ниндзя». Потому фильмов приходит теперь больше. Но совсем уж лютый артхаус - если доходит, то показывают его поздней ночью. Есть ведь и вопрос спроса. В этом году в Иркутск пришел проект «Театр HD». И показывают они, например, шикарную постановку венской оперы, а в зале четыре человека. Цена на билеты, конечно, не низкая. Но если ты поклонник оперы, то этих денег совсем не жалко. Зато когда там же идет спектакль с участием Бенедикта Камбербэтча, сбегается полный зал фанатов. То же самое будет, я уверен, с показом новой серии «Доктора Кто». Это грамотное использование общей истерии. Удивляюсь, почему у нас до сих пор не показали спектакль «Франкенштейн», где играет сразу два Шерлока Холмса – из «Шерлока» и из «Элементарно». У каждого своя армия фанатов, и если они все вместе придут в зал, его порвет по швам. - У тебя же тоже был эстетский проект с кинотеатром «Дон Отелло»… Дело в том, что «Дон Отелло» - непростой кинотеатр. Он дорогой и воспринимается как нечто недоступное для части аудитории. Поклонники развлечений пойдут в «Баргузин», где посмотрят примерно за те же деньги кино на новом суперэкране в трясущихся креслах. Конечно, это был утопический культурный проект, но и новый опыт для меня. -И вот еще модное слово «санкции». По Вконтакте кочуют слухи о том, что скоро у нас могут запретить американское кино… Пока не запретят интернет, я нервничать не буду. Мы жили в такой ситуации, и как-то справлялись. Тут тоже есть свой вынужденный плюс: когда у тебя меньше возможностей, ты тщательней подходишь в выбору, и до тебя не доходит то, что, может, не имеет смысла смотреть. - А что тебе понравилось из российского кино последних года? Даже вспомнить ничего не могу. Ни «Географ», ни «Интимные места» – не понравились. С моей точки зрения -это профанация. Мне понравился «Кислород», но строго говоря это не фильм, а скорее клип. Остальное у Вырыпаева мне уже не интересно – метод его все равно остается театральным. Есть у нас такой кинорежиссер Борис Хлебников, очень крутой и с каждым фильмом круче становится. Ну и Германика конечно с сумасшедшим потенциалом человек. И главное – искренняя очень. - И еще, напоследок, бесконечное иркутское кино, которого стало слишком много. Как оно тебе? Честно говоря, я не смотрел ни одного, ни иркутского, ни бурятского фильма. Решил остаться в стороне от этого. Они мне не попадались, и я на них не попадаю, а специально не стремлюсь. Я вообще для себя перешел с киношного на сериальный формат (как и большая часть обладателей интернета) и в одновременном просмотре у меня сейчас сериалов тридцать.
{gallery}2014/demeskoff{/gallery} |