Музейная стабильность и полное отсутствие капковщины |
Александра ПОБЛИНКОВА, тоже немного того |
21.11.2013 |
В Иркутске проходила музейная конференция. А в ее рамках — общественная дискуссия "Общественные запросы - музейные ответы". Побывала на ней, высказалась, думала побьют. Первые минут 50 музейщики и историки много рассказывали о том, как у нас все хорошо, как тщательно мы сохраняем наследие давно минувших дней. Соответствует ли это запросам общества — вопрос не стоял. У нас хороший край, с интересной историей. Точка. В какой-то момент решилась выразить запрос общества в моем лице. Типичный представитель «креативного класса», 25 лет, который своим святым долгом считает обойти если не все, то большую часть музеев города, в которые он попадает. Через какое-то время я заведу детей и буду думать о семейном досуге, и еще в выходные у меня иногда бывают время и деньги пойти в музей, но я не иду. Так вот, в моем рейтинге, как и в рейтинге других людей, музею сегодня приходится конкурировать с кабаками, кино, магазинами и частными галереями. Причем, у частных галерей все отлично получается. А вот музея, в которые хочется пойти, от силы три — Тальцы (всегда хорошо), Усадьба Сукачева (уличные выставки) и дом Волконских (ночные кинопоказы). В остальных случаях, когда я просматриваю грустные афиши и скучные анонсы, у меня не возникает никакого желания идти туда, куда зовут. А мои краеведческие позывы я могу вполне удовлетворить в интернете. Да и работу я заканчиваю в одно время с музеями, что уж тут. Дело не в недостатке информации или невнимании СМИ к музеям, а в самих форматах работы с гостем, покрытых слоем древней пыли, в том диалоге, который музей строит с обществоим (отстутствущем, впрочем) и — что немаловажно — в визуальном оформлении. Короче, не прикольно. В ответ я узнала, что нам, хипстерам, избалованным Голливудом и айфонами, только «прикольности» и подавай, что мои камешки в огород музеев мне вернутся и что я малообразованный человек, раз не прихожу в восторг от величия истории родного края. И вообще, что я ее не изучала (История Сибири на факультете филологии и журналистики ИГУ по своему количеству в учебном плане, кстати, чуть ли не конкурировала в мои годы с журналистскими дисцплинами). Вот такой запрос общества — ответ музея. Сотрудница одного из филиалов мне прамо сказала: «Вот мы делаем, а вы не ходите! Как вам не стыдно?». Что на это ответить? Что сделано не так. Что в земле капковской все удачно и хорошо, что там музеи становятся не только хранителями, но и общественными пространствами? Что наш Ботанический сад умеет сделать «прикольно», а музеи нет? Что меня не интересуют романсы в старых платьях и исторические танцы, что мне бесполезен лекторий для садоводов, что за те 25 лет, которые я живу в этом городе, экспозиции основных музеев я сумела выучить наизусть? По ряду невероятных причин библиотеки сумели найти ответы на запросы времени (но это тема отдельно колонки) и вернуть себе хотя бы часть публики, а музейные товарищи почему-то немного агрессивны. И ведь библиотека — не музей, им там кром книг показать людям особенно нечего. И ведь и те и другие, не частные конторы, не ночные клубы, чтобы каждый день ломать голову, как бы заманить к себе гостя. Между тем, ведь могут музейщики. Раз в год. На Ночи Музеев. Не бесплатной, как во всем мире, кстати. Они собираются с силами и делают «прикольно». И спасибо за это! Может, часть причины как раз в том, что Ночь музеев — платная затея ( и недешевое удовольствие, если задаться целью и обойти все). И есть коммерческий интерес к тому, чтобы сделать «прикольно». А весь остальной год Минкульт и так не даст умереть от голода. Ну и, конечно, Тальцы. Вот у них «прикольно» круглый год. Настолько, что можно ездить каждые выходные и удивляться снова и снова. Чудеса, не иначе как. И ангарские музеи — в них хочется прийти — в старенькую квартиру первых поселенцев, в музей часов. Возникает еще один рациональный вопрос: должен ли музей быть только хранителем, или же он работает для людей, будь то туристы или горожане (последних больше и они лишены «сезонности»). В какой-то момент дошли до конструктива: где бы перенять хороший опыт. Простите, а что вы до этого 30 лет делали? Если я работаю в нише Н, то я весь интернет поторшу, чтобы себе что-то найти. Как минимум, «Афишу» или «Большой город». Еще есть «Теории и Практики». Было бы желание и Гугл под рукой. В интернете мне писали, что музеям нужен маркетолог — но за копейки им работать никто не пойдет. (Подумалось: в штат не пойдет, а на фриланс в наше кризисное время могут и пойти). Или смена формы с государственного на автономное может пойти на пользу. Не знаю. Мне кажется, дело в человеке, который стоит у руля. Быть может, провинция не производит мини-капковых. А может им не хватает смелости? Или просто наплевать? Случится раз в год выставка Фаберже или Сафронова — и толпа народу придет. Зачем суетиться лишний раз, лучше накапливать знания и вести архивы. В общем, мне кажется, есть о чем говорить, спорить и что менять. При случае, конечно, можно и стульями покидаться, оно того стоит. Случится ли это — другой вопрос. |