Даже не потому что острый комплекс провинциальности заставляет нас заправлять свитер в штаны, а по каким-то совершенно неведомым причинам мы то и дело стараемся от всей души «приукрасить» мрачность наших российских реалий перед немцами.
И если последним до сих пор стыдно за свое наци-прошлое, то их можно понять: в докладах и лекциях для русских профессура начинает отсчет с 1948 года. Или уходит в историческое прошлое Веймарской республики. Не было периода народного избрания Гитлера и говорить об этом не о чем. Немцам — даже молодым — до сих пор очень неловко за этот период истории. Неясно только, за что стыдно нам и отчего мы чуть ли не сами готовы поддерживать расхожие (и - о радость! - уходящие) клише о медведях с балалайками и суровом Герре Путине. Как говорят в Берлинах, «эти русские все время ругают свою страну, но не позволяют это делать никому другому».
Впрочем, я про трендовый серый цвет. После падения железного занавеса немецким журналистам открылось окно в Восточную Европу: принципиально другое медийное пространство. Экзотичное, трагичное и голодное. Богатая тема для исканий. Сформировалось даже сообщество журналистов, пишущих о Восточной Европе. Ежегодно среди его участников проводится конкурс на лучший репортаж. Недавно победителей чествовали круглыми суммами евро и, разумеется, свежим пивом.
Три лучших репортажа: немолодая и не вполне здоровая женщина с супругом-алкоголиком и малахольными немолодыми детьми носится каждые шесть недель между Польшей и Германией, чтобы там ухаживать за престарелыми людьми. Разумеется, нелегально, но прибыльно. Вторая: опытный фотограф, переехавший из Германии в родную Чехию, чтобы создавать родовое поместье и проникаться историей страны. И просто рвущий душу репортаж о матери с тремя умственно и физически отсталыми детьми, которых выслали из Германии в Косово. Дети не получают должного лечения, денег нет, социальное пособие копеечное. Надо отдать должное, победитель всю свою премию отправил этой семье. Не уверена, что иркутский журналист понес бы свое «золотое перо» в ломбард чтобы помочь герою репортажа, принесшего ему лавры...
Король жанров немецкой журналистики — репортаж, а по-нашенски очерк — многогранная история. Он особо хорош, когда имеется трагедь или хотя бы драма. А в Восточной Европе куда ни плюнь — достойные пера Ремарка истории. От всей этой беспросветной тоски жюри взбунтовалось и никому не присудило первого места. Председатель выразился примерно так: «Бомжи прокатывают всегда. Уже несколько лет подряд нам пишут сплошной мрак, ищите, господа коллеги, более пристально». Дескать, не все так уж и печально в странах постсоветского пространства.
Но самое интересное, что и мы сами — сколько я слушаю выступления русских журналистов на всех медиасеминарах - любим декорировать свою страну в готические одежды всеобщего уныния и угнетения. Денег нет, демократии нет, жизни нет, секса нет, будущее беспросветно. Кто без греха и никогда не заискивал перед западным благолепием, может приступать к сбору камней.
Страдая юношеским максимализмом, но еще вроде не розовым кретинизмом, спешу поинтересоваться, к чему сгущать краски, господа? И так уже мы да СНГ в Европе на положении бедных родственников, ряженых проституток и гастарбайтеров. Где она наша пресловутая национальная гордость? Или только у сепаратистски настроенных сибиряков она осталась?
Да и сама шлепаю себя по рукам, чтобы не начать заливать о том, как все едут из Иркутска, как столица качает бессовестно наши ресурсы, как китайцы увозят лес, как бессмысленно ходить на выборы, как плохо живется в деревнях — список поводов для жалостливого нытья можно продолжать бесконечно. Интересна только причина. Всегда вроде было принято стремиться быть «не хуже, чем», а теперь, взяв в руки айпады и заведя аккаунт в фэйсбуке, доказав, что не балалайкой с медведем богата Россия, мы стремимся казаться «не лучше, чем»...
|