Недавно, жуя лист салатный, попробовала в кругу немецких студентов поднять тему зомби. Что и говорить, Берлин — не Иркутск, зомби тут не в ходу, народ настолько непрозорлив, что даже не знает, что должно входить в состав тревожного чемоданчика на случай нашествия зомби. «Зомби — гадкие», - закрыли тему мои знакомые. А на мои робкие попытки развить дискуссию на тему того, что зомби — это гипербола некрофилии сознания, ответили презрительным чавканьем.
Но на самом-то деле... Постоянное потребление и покупание — бич зажиточной Европы. При том, что еды тут выкидывают столько, что хватило бы накормить всю голодающую Африку и еще бы немного для Индии осталось. Постоянные скидки, особые предложения «три по цене одного», блошиные рынки и прочие штуки, как и яркие витрины привлекают не только голодных и жадных до шопинга туристов из России. Мания брендов и рефлексы покупки — ими одержим каждый второй. Единственный способ дать людям отдохнуть от потребительского бума — закрыть все магазины. Именно потому, видимо, по воскресеньям даже в Берлине просто хлеба не купить, не говоря уже о трусах.
Впрочем, есть особый рекламный ход — магазин, который работает пару часов в воскресенье. И не нужно им тут, как у нас ограничений продажи алкоголя после 23.00. В это время все лавки уже сто лет как закрыты. Выход один — или заводить буржуйский мини-бар и запасаться впрок, или искать заправку — но и там крепче пива и молока ничего нет.
С другой стороны — а если у нас закрывать на выходные все магазины, станем ли мы жить лучше и душевней? Может, семьи начнут идиллически прогуливаться по курорту «Ангара», а мужья перестанут ходить налево, у детей пропадет кариес, а пенсионеры... Ну, в общем, и пенсионерам лучше станет?
И еще. Как выяснилось, все немцы покупают товары на распродажах не от скупости. Ну или не только от нее самой. Когда бюргер видит уцененный товар, он покупает его для того, чтобы сознательно поддержать экономику страны. Если продукт уценили, значит владельцу магазина надо его скорее сбыть, чтобы освободить полки под новый товар, а значит прямая обязанность покупателя прихватить себе пятнадцатую пачку спагетти или седьмые носки. В хозяйстве все сгодится. Но нет равных русским в погоне за бросовым товаром. В те дни, когда в каком-нибудь супермаркете реализуют полупротухшую пищу за 5-8 центов, у касс выстаиваются невероятные очереди эмигрантов.
То ли от нищеты, то ли от запасливости. Но можно ли гордо считать себя жителем мировой державы, когда смотришь на это? |