Прошлую рабочую неделю я решила завершить погружением в социальные сети. Facebook — одна из любимых тем для обсуждения в Германии. Немцы недовольны тем, что в сети собираются личные данные граждан и вообще, что все сказанное в сети может быть использовано против тебя. Нам-то в Сибири по барабану: подумаешь, уволили судью в Улан-Удэ из-за фотографий с бутылкой водки...
По большому счету нам-то не привыкать к мониторингу блогов и ВКонтактов заинтересованными лицами — такая же данность, как отопительный сезон и китайские помидоры, а вот в Европе все pro и contra — это тема, достойная получения гранта на социальные исследования и, конечно, особых форм социального протеста. В общем, по зрелому размышлению, за нескромные 20 евро я стала обладателем околонаучной литературной новинки по имени "Generation Facebook”.
Как выяснилось, в мире Facebook занимает второе место после Google по объему рекламы. Правда, в Гугле мне что-то пытаются продать умные машины: после поездки а Прагу я до сих пор на всех банерах получаю рекламу автобусных туров в Чехию, а вот увлеченным посетителям порно-сайтов наверняка предлагают увеличить половой член. А вот в Facebook мне постоянно что-то впаривают мои же знакомые — особенно активны какие-то цифровые титаны. Восторженные рекламщики называют это директ-маркетингом.
Как говорят составители фэйсбучного альманаха, феномен популярности сети легко объясним задачами современного общества. Каждый день приходится человеку заниматься отчаянной самопрезентацией, а ведь можно просто выдать ссылку на — и сэкономить речевые усилия. Мама хочет знать, как у дочери дела? Просто загляни в Facebook. Одна из немецких журналисток так же радовалась, что в одном из ресторанов ввели приложение для Iphone – нажал три кнопки, и с официантом разговаривать не надо.
Забавно, что при чисто европейском индивидуализме, получается, что Facebook — механизм эксгибиционизма для классического социопата. Социологи переживают: «но я - это теперь не в полном смысле Я». В Facebook'е у меня всегда все отлично: крутая машина, бурные вечеринки, сексуальные женщины — и ни одной проблемы — такая жизнь настоящей быть не может.
Короче, все социальные переживания исследователей и создателей альманаха вылились в то, что пора вводить в школах особый персонал, который будет учить детей корректно пользоваться социальными сетями. Это вам не ракеткой на уроке физкультуры махать.
Вопрос персонификации в сетях обсуждали минут сорок. Почему Марк Цукерберг выступает за персонификацию юзеров и куда минули те хиппи-времена, когда ромашки были ярче, а в Интернетах все сновали туда сюда под псевдонимами?
Самое страшное для жителей Германии — синдром «Большого брата», потому многие добровольно идут на «виртуальное самоубийство», а молодежь нонконформистским не заводит Фэйсбук. Особенно такой позицией меня озадачил сосед — информатик.
И если Facebook средство политического активиста на западе и даже один из инструментов демократии — заодно способ привлечь общественность мировую, то обделенная знаниями иностранных языков сибирская молодежи предпочитает бороться за электорат Вконтакте и в своем соку. Мои друзья в русско-иркутском Facebook, основном, старше 30 лет, они «лайкают» водку «Абсолют» и клининговые агентства. Дискуссия кончилась прогнозами на тему того, что рано или поздно Google объединится с Facebook, и все мы уж совсем будем под колпаком. И вообще — жители Германии и так живут в постоянном стрессе, а виртуальное общение — это стресс еще похуже живого. Социальные медиа и революции тоже обсуждались, но самым прекрасным был один из финальных тезисов.
Помните преследующие нас разговоры о смерти ЖЖ? Так вот, Facebook тоже должен умереть. С моим — или вашим? - поколением. Так буквально за месяц сдулся MySpace - и ничего, все остались живы. Вот и Facebook погибнет непременно и может даже скоро.
Книгу-альманах будут, безусловно, переводить на инглиш и идиш, а вам пока я дарю тему для исследования, достойного научного гранта в России (или Германии?) — про ВКонтакт и «большого брата», разумеется.
|