А поконкретней?
ПРОСТО ХИХИКС
2022-09-29-13-14-55
Мы, иркутяне
  • Как Ходор до Иркутска не долетел

    В словаре В. Даля про словечко «ходор» сказано следующее: «ходить ходором» это «расходиться, ходить козырем, кричать, браниться, хорохориться». И пример Даль такой приводит: «Петух ходором расходился!». Получается, что судьба Михаила Борисовича Ходорковского* была прямо его фамилией обозначена.

Дело Ходорковского и наш гордый Варяг

Александра ПОБЛИНКОВА, наш человек в Европе   
25.11.2011

На фестивале Берлиналле фильм «Дело Ходорковского» (Der Fall Khodorkovsky) русско-немецкого режиссера Кирилла Туши прошел успешно. Потому что в европах развитых модно интересоваться политикой, а российской политикой — и вовсе признак особого эстетства. Потому как дело это темное и умом нашу страну, как помним еще со школы, не понять.

Сейчас особого перца к фильму про Ходорковского добавляет тот факт, что в блогах и на «Эхе Москвы» (http://www.echo.msk.ru/blog/varfolomeev/832077-echo/) и BBC (http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2011/11/111122_khodorkovsky_film.shtml) вещают о том, что кино могут запретить к прокату в России. Что было бы ну уж полнейшим провалом со стороны местных властей и безусловно украсило бы послужной список самого режиссера. Впрочем, в Иркутске торжественный показ запланирован только на 16 декабря (то есть после думских выборов) — а вдруг и покажут? У нас вообще край небывалых свобод мнений.

А вот 17 ноября официальная премьера ленты прошла в Берлине. Фильм стартовал сразу в нескольких кинотеатрах. Не знаю, как обстояло в остальных и в другие дни недели, но в «Кино Крокодил» на просмотр собралось человек десять, пять из которых были мы — три стажера из России и два руководителя их академической программы. С другой стороны, кого в курилке редакции газеты Berliner Zeitung ни спроси, все фильм уже посмотрели. Говорю же — признак хорошего тона и широкого кругозора.

Фильм про Ходорковского — документальный и трогательный. Кирилл Туши провел шикарное журналистское расследование, отловив в Лондоне, Москве и Тель-Авиве нескольких бывших соратников МБХ и взяв у них интервью, задав несколько наивных, но дельных вопросов Чубайсу и Немцову, подобрав показательные публичные выступления Путина и Медведева, а - как апофеоз - и вовсе вступив в переписку с Михаилом Борисовичем и даже посетив Читу и чудом урвав на одном из заседаний суда шанс поговорить с культовым персонажем лично.

В итоге получился по-немецки добросовестный и последовательный фильм. Честный и, на мой взгляд, вполне безобидный. Жить после него (или в моем случае возвращаться) в России совсем не хочется, сигарета кажется невкусной, но ничего невероятного не всплывает. Напомню, все высказывания Владимира Путина вырезаны из его собственных публичных речей. А ответа вечное: «Кто виноват и что делать?» не дает и сам МБХ.

Считается, что перемолола его им же начатая в 90-е система коррупции в высших эшелонах власти. Ну и что тут для русского человека нового? Мы что про коррупцию не знали? Или про то, что дело Ходорковского — политическое?

Из удачных авторских цитат: "Треть сторонников МБХ - правозащитники, треть - неолибералы и еще треть просто считает, что он хорошо выглядит". Из типичного — ностальгия «запертых в золотой клетке Лондона» бывших ближайших коллег МБХ, их такая искренняя тоска по Родине, на которую они зареклись возвращаться и откуда все равно никуда переместиться не могут, поскольку их ищет Интерпол. Милы и воспоминания о молодом МБХ и банке «Менатеп» - без особой грязи 90-х годов и без клишированных интердевочек с медведами и матрешками.

Что откровенно поразило Кирилла Туши, да и меня, среднестатистическую девушку 23-х лет от роду, удивляет: позиция молодых, активных людей и прочих юных хипстеров: «Вор должен сидеть в тюрьме. Воровать у государства нельзя. Сам украл — сам виноват. Разграбили Россию-матушку» ну и прочие завывания из серии Плача Ярославны в исполнении бабушек в деревне Горяшино.

Вот как раз для тех из молодых, кто не въехал в то, что, кто и у кого украл, фильм мог бы быть полезным. Потому как нет в нем тенденциозности. Это уже после фильма и при его обсуждении с коллегами я ловлю в их глазах сострадание. Такое, с каким мы на инвалидов убогих смотрим: «Ох, не повезло тебе, чувак, в плохое время и не в той стране ты живешь? Что-то да не в порядке...».

И я знаю, что не в порядке. Но мы же тут гордые, нам не надо сострадания. Реальная оппозиция в России с начал прошлого века предпочитает помощь в оружейном эквиваленте, а виртуальная и снобствующая — в медийном резонансе за границей. Но с резонансом вы, опять же, поосторожней. Потому что только мы имеем право говорить плохо о нашей стране.

 
БайкалИНФОРМ - Объявления в Иркутске