А поконкретней?
ПРОСТО ХИХИКС
2022-09-29-13-14-55
Мы, иркутяне
  • Как Ходор до Иркутска не долетел

    В словаре В. Даля про словечко «ходор» сказано следующее: «ходить ходором» это «расходиться, ходить козырем, кричать, браниться, хорохориться». И пример Даль такой приводит: «Петух ходором расходился!». Получается, что судьба Михаила Борисовича Ходорковского* была прямо его фамилией обозначена.

Я тебя слепила из того, что было...

21.01.2010


Выставка Summa Summarum, открытая в Государственном центре современного искусства, пропагандирует принцип «коллажного мышления».

Всякая передовая идея, засидевшись в девках, то есть оставаясь вне широкой практики, неизбежно увядает и начинает ностальгировать по временам своей юности. Примеров хватает. Вот и авангардный постулат о синтезе всех искусств со временем постигла та же участь. А ведь до чего зажигательно звучали подобные тезисы в начале прошлого века... Да и в середине оного тоже. Долой рамки жанров и гнет видовой классификации!

Даешь перекрестное опыление и свободную любовь между искусствами!

Микширование традиционных форм обещало прорыв в иную культурную реальность, но надолго застряло на стадии эксперимента. Может быть, и навсегда. Вернее, так: что могло сработать и прижиться, то сработало и прижилось – нельзя говорить об абсолютной бесплодности этой теории. Но во многих случаях сама человеческая психология противилась приятию эстетических гибридов, так что дорогу в жизнь они себе так и не проложили. О, глупое и косное человечество!

Однако апологеты упомянутой концепции не сдаются и готовы к все новым и новым опытам. Глядишь, какой-нибудь из них окажется вдруг настолько удачным, что авангардный метод обретет вторую молодость и перепашет-таки общественное сознание... Вот и в ГЦСИ решились на очередную попытку «тряхнуть новизной». Здешний куратор Виталий Пацюков подошел к делу с историческим размахом: включил в экспозицию Summa Summarum не только опусы современных авторов, но и классические образцы авангардной продукции вроде фильма Марселя Дюшана «Механический балет» 1926 года выпуска или записи одного из перформансов американского композитора-минималиста Джона Кейджа. Для пущей коллажности куратор поощрил ролевые игры. Например, в качестве авторов нескольких инсталляций выступили джазовый барабанщик Владимир Тарасов (его руками сотворено эпическое произведение со словом «Новочеркасск», выложенным гильзами по брусчатке) и композитор Владимир Мартынов, сочинивший мультимедийный проект с кадрами из Лени Рифеншталь и звуками из Вагнера и Малера.

Устроители приветствовали едва ли не любые опусы, где бы стирались или демонстративно нарушались границы между искусствами. В ход пошли и знаменитые библиотечные карточки Льва Рубинштейна, и насмешливые коллажи недавно умершего Вагрича Бахчаняна, и рисованные комментарии Ильи Кабакова, и гравюры Андрея Красулина поверх рукописных черновиков его жены Людмилы Улицкой. От режиссера Кирилла Серебренникова перепал фрагмент его киноленты «Изображая жертву» – вероятно, здесь был усмотрен намек на видеоарт. Американец Тони Мателли представлен фотографиями парадоксальных портретов из мясных вырезок и колбас, наш Олег Кулик – компьютерной серией «Новый рай», Гриша Брускин – знаменитой фарфоровой пластикой из цикла «Всюду жизнь» и т.п. Впрочем, что стоит за этим «т.п.», сформулировать непросто.

Грубо говоря, так и неясно, про что выставка.

Бывают, конечно, такие показы, когда этот вопрос вообще в голову не приходит. Но в данном случае без него не обойтись, ибо слишком много разномастных и разнонаправленных произведений соединилось в общем пространстве. Видно, что организаторы старались из всей мочи, чуть ли не ночей недосыпали, чтобы сделать зрелище позанятнее и попредставительнее, вот и возникает закономерный вопрос: а какова сверхзадача? Коллажное мышление – это понятно, каждый из авторов им в какой-то мере руководствовался, создавая свои опусы (хотя вряд ли оно в равной мере было для всех важно). А вот коллаж, сотворенный из коллажей, – не масло ли тут масляное? Стыкуя два дерзновенных эксперимента, даже удачных, экспозиционер получает в лучшем случае неясное приращение смыслов, а в худшем – просто неудобоваримую эклектику. Когда же этих экспериментальных опусов десятки, обобщающий коллаж гарантированно лишается всякого вразумительного мессиджа. Зрителю остается воспринимать все по отдельности, как рекламные ролики или музыкальные клипы в телевизоре. Можно назвать эту стилистику созвучной нашей эпохе, но едва ли такая созвучность обладает агитационными свойствами. Выставка явно на чем-то пытается настаивать, только на чем именно – не разобрать. Синтез, однако.

Газета.ру
 
ПРОСТО ХИХИКС

прогресс новости статьи

ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2025-08-15-10-16-33
Семья из Петербурга едва не застряла в Турции из-за мнимого подозрения на вирус у ребенка.
2025-08-14-10-46-14
Времечко нынче нервное, можно сказать истеричное. Многие задаются вопросом: как держать свои нервишки в норме?
2025-08-14-01-50-04
ЧП произошло неподалеку от города Суккур в Пакистане: здоровенный крокодил напал на женщину, занимавшуюся стиркой белья в канале.
2025-08-13-01-46-59
Туристы нередко сталкиваются с неприятными сюрпризами прямо на границе со страной отдыха. Причиной отказа во въезде могут стать ошибки в визе, отсутствие обратного билета, путаница с именем или несоответствие данных в документах.
2025-08-13-01-44-30
В Черном море стали все чаще встречаться тропические и средиземноморские виды рыб. Ученые связали это с потеплением воды, которое особенно заметно у крымского побережья. За последние годы зафиксировано более 25 новых видов, часть из которых уже образовала устойчивые популяции.