В словаре В. Даля про словечко «ходор» сказано следующее: «ходить ходором» это «расходиться, ходить козырем, кричать, браниться, хорохориться». И пример Даль такой приводит: «Петух ходором расходился!». Получается, что судьба Михаила Борисовича Ходорковского* была прямо его фамилией обозначена.
«Generation П», первая экранизация Виктора Пелевина, любопытна не только адекватностью пелевинской прозе или попыткой тщательно воссоздать фактуруроссийских 90-х, но и незапланированной иронией в адрес русского массового кино нулевых
А еще в фильме Виктора Гинзбурга отменный кастинг: мало где «медийные персоны» выглядят уместней профессиональных актеров, чем в экранизации «Generation П», романа о виртуальной и галлюциногенной природе российской реальности, созданной криэйторами из мира рекламы и масс-медиа. Сергей Шнуров и Александр Гордон, Роман Трахтенберг и Рената Литвинова, Иван Охлобыстин и Леонид Парфенов, Андрей Васильев (бывший главред «Коммерсанта») и Игорь Григорьев (главред исчезнувшего «Ома») — сами по себе знаки, им, в общем, не нужно играть, достаточно быть на экране (другое дело, что звезд бумажных медиа массовая публика вряд ли знает в лицо, при том что, скажем, Васильев в разы колоритней и артистичней Гордона).
И даже сыгравший главную роль Владимир Епифанцев — не только актер, но и персонаж, звезда московского театрального андеграунда 90-х. В «Generation П» его герой, копирайтер Вавилен Татарский, ест мухоморы и поклоняется богине Иштар — и смотреть на это гораздо веселее, если помнить, что почти в то же время, когда Пелевин писал роман, Епифанцев устраивал на заброшенном складе в районе Болотной площади представления, в которых надевал на голову бараний череп, утробно рычал в микрофон и превращал, к примеру, «Ромео и Джульетту» в оккультно-сюрреалистическую садомазодраму.
И даже матерый профи Михаил Ефремов, играющий могущественного телевизионного демиурга Азадовского, примелькался сегодняшней публике почти так же, как его герой, который в разных обличьях, как некое телебожество, появляется то в одном, то в другом рекламном ролике.
То есть экранная реальность «Generation П» соотносится с действительностью не менее прихотливо, чем фантазия Пелевина, и точно так же требует от зрителя определенной информированности, позволяющей считывать контекстный юмор.
С романом режиссер обходится почтительно. Поклонники Пелевина будут рады, не читавшие могут заскучать. Сохранены и дух книги, и буква, даже слишком много букв: в фильме перебор с закадровым текстом и не очень смешными шутками. У Пелевина ведь остроумен общий замысел, а не отдельные пародийные слоганы и афоризмы, многие из которых выглядели плоскими и десять лет назад (и ничуть не свежеют от повторения). Хотя, конечно, такие хиты, как «Солидный Господь для солидных господ», бодрят и сегодня.
Пелевин с середины 90-х делал то, что практически разучилась делать вся остальная современная русская словесность, — по-фельетонному точно отражать время. Любая его книжка читалась как роман-газета, объяснявшая, что происходит здесь и сейчас: так в «Generation П» правительство РФ было просто гигабайтами на жестком диске всемогущих политтехнологов. Но вот прошло десять лет, диск перезагрузили, у большинства населения начисто стерли оперативную память, заменив ее мифом о «лихих 90-х», — и в фильме «Generation П» с чувством времени уже что-то не то, как будто режиссер не может решить, что важнее — близкое ретро или актуальность. Вопрос, понятно, не в том, какой «Мерседес» выкатить в кадр, а в ощущении эпохи, которое стремительно размывается к финалу картины. Фильм пытается приехать в «сейчас», но Андрей Панин играет что-то вроде пародии на Путина так робко и неубедительно, что непонятно, зачем это делать вообще: или уж оцифруйте как следует хотя бы верхушку «Единой России», или оставайтесь в 99-м году.
Но побочная актуальность в фильме все-таки есть. На фоне российского массового кино, где любой кадр чуть ли не лопается от продакт-плейсмента, «Generation П» выделяется тем, что в нем продакт-плейсмент по большей части фиктивный. С другой стороны, именно тут авторы почему-то поскромничали. Могли бы и свежий креативчик изобразить, а не старые шутки Пелевина повторять.
Попытки регламентировать длину юбок и фасон брюк российских артистов напоминают мне споры о том, какого цвета скотчем следует замаскировать трещину на несущей стене. Занимательно, но совершенно бесполезно и от обрушения здания никак не спасет.
Пишут, что в 2023 году выбросы парниковых газов компании Google выросли на 48% по сравнению с 2019 годом. И большая часть этого прироста приходится на работу нейросетей и прочего ИИ. Потому что сервисы, в работу которых вовлечен искусственный интеллект, требуют гораздо больше вычислительных мощностей, а значит, и электричества. Например, в одном недавнем исследовании было показано, что нейросети типа ChatGPT используют в 33 раза больше энергии, чем более примитивные алгоритмические системы.
Кровь определенных людей может быть более привлекательной для комаров, выяснили специалисты из Великобритании. Прежде всего, насекомые любят тех, кто выпил алкоголь. Кровь разбавленная вином, пивом, виски и другими напитками кажется паразитам «вкуснее».
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности, изложенной здесь.