В словаре В. Даля про словечко «ходор» сказано следующее: «ходить ходором» это «расходиться, ходить козырем, кричать, браниться, хорохориться». И пример Даль такой приводит: «Петух ходором расходился!». Получается, что судьба Михаила Борисовича Ходорковского* была прямо его фамилией обозначена.
Литературные мистификации обычно отличаются недолговечностью: как правило, автор вскоре позволяет сорвать с себя маску, либо же просто перестает выпускать книги. Загадочная Анна Борисова остается неразоблаченной четвертый год, и релиз под названием «Времена года» – уже третий ее роман.
Отечественные авторы, чья личность до сих пор однозначно не идентифицирована, делают, в принципе, полезную работу – компенсируют нехватку по-настоящему интересных литературных интриг. Книги законспирированных авторов вызывают любопытство самим фактом своего существования, стимулируют работу общественной аналитической мысли, заставляют далеких от филологии людей пристально разбирать стиль соответствующих текстов в надежде найти сходства с манерой тех или иных известных мастеров слова.
В последнее время успешных мистификаторов в русскоязычной прозе появлялось немного, зато все очень разные.
В середине 2000-х, например, проявлял активность автор исторических триллеров на грани хоррора Родриго Кортес, как бы пародировавший Патрика Зюскинда, – детище издательства «Эксмо», якобы испанец. Отсутствие упоминаний о нем в испаноязычном Интернете наводило на мысль о российском генезисе этого явления. Кортес сошел на нет, не пожелав устроить сеанс разоблачения, так что ситуация в итоге напоминает историю не пойманного и окончательно пропавшего американского убийцы Зодиака (Кортес, кстати, как раз и писал про всевозможных изощренных сумасшедших злодеев).
Свежа память об Анатолии Брусникине, выжавшем некоторое количество коммерческого сока из многострадальной русской истории, но этот проект, похоже, опять-таки заморожен.
Фантаст Zотов, интересующийся вопросами загробной жизни и выдающий на этой почве специфическую социальную сатиру, вроде бы активен до сих пор и при этом тоже пока сохраняет инкогнито.
Особое место в ряду авторов-загадок (как и в литературе вообще) занимает Натан Дубовицкий – писатель, предложивший наиболее современный извод фантасмагорического реализма и заодно вдохновивший отечественную интеллигенцию на потрясающий по силе страсти гражданственный дискурс.
Анну Борисову многие подозревают в том, что она на самом деле является сайд-проектом Бориса Акунина. Для этого, несомненно, есть некоторые основания. Борисова рассудочна и педантична, любит блеснуть эрудицией и поиграть со стилем, склонна к старомодной дидактике и суховатому морализаторству, но при этом пытается транслировать вполне современную буржуазную философию.
Первая книга Борисовой, вышедшая в конце 2007 года и называвшаяся «Там», была относительно удачной. Собственно, удачной в ней была идея – показать различные ипостаси загробного мира, выглядящего по-разному в зависимости от того, каковы были при жизни верования и убеждения покойного. То есть наглядно проиллюстрировать изречение «каждому воздастся по вере его».
Вторая книга имела малоудачное название «Креативщик», и замысел ее был менее внятен. Персонаж перемещался по современному Санкт-Петербургу, морочил людям голову многословными рассказами в духе неистребимой борисовской эрудиции и параллельно превращался из старика в младенца. Интерпретаторы получали возможность поговорить об интересе автора к таким феноменам, как изменчивость любых идентификаций и иллюзорность свойств времени.
«Времена года» – самый основательный из всех опытов Борисовой. Тут перед нами продуманная интрига и классическая схема из двух историй, алхимическое взаимодействие которых должно породить полноценный роман.
Девушка Вера, возлюбленная современного русского бизнесмена, и престарелая Мадам, основательница респектабельного французского приюта для пожилых людей, – сестры по несчастью. Обеим был сужден опасный недуг – аневризма базилярной артерии. Осознавая, что смерть может наступить в любую минуту, Вера хочет использовать оставшееся время с толком и выбирает делом жизни заботу о стариках. В результате благодаря содействию своего ухажера она попадает в тот самый французский пансион, который как раз и называется «Времена года». Там живут престарелые выходцы из России, а в одной из комнат уже много лет лежит в параличе сама Мадам. Она полноценно воспринимает окружающее, но не может двигаться и вообще лишена возможности как-либо себя проявлять, отчего ее ошибочно считают «овощем». Вокруг этого и строится остросюжетная интрига: у Мадам есть заклятый враг, мечтающий завладеть секретом открытого ею средства против болезни Альцгеймера, а Мадам пытается подыскать себе преемника.
История старой эмигрантки Мадам – отменно душещипательная и в меру фантастичная. Знакомство и связь с мудрецом-китайцем, благодаря которому в итоге и было найдено средство против старческой болезни, так же как и сопутствующие этому приключения в стиле не самых плохих подростковых книг, действительно возвращает к мысли об авторстве Акунина. На эту же мысль наводит и фигура одного из обитателей пансиона, ученого Звонарева: это носитель вполне акунинских ценностей, сторонник профессионализма и финансовой независимости, антикоммунист и последовательный оппонент советской идеологии. К тому же разоблачающий оную идеологию в стиле, мгновенно приводящем на память схожие пассажи Акунина. Важная роль, которую играют во «Временах года» дальневосточные мотивы (не только китайские, но и японские), – еще один аргумент в пользу того же предположения.
Впрочем, возможно, что Борисова – всего лишь эпигон большого мастера. Как бы то ни было, вывод можно сделать вот какой. Борисова много знает, неплохо пишет и интересуется важными вещами – смыслом жизни, долголетием, здоровьем, несовершенством человеческой природы и фундаментальными нравственными вопросами. Учитывая эти похвальные наклонности, хочется посоветовать ей писать не романы, а научно-популярный нон-фикшн и философские трактаты. Получится, может быть, не так завлекательно, зато задатки автора будут реализованы адекватнее.
Туристы нередко сталкиваются с неприятными сюрпризами прямо на границе со страной отдыха. Причиной отказа во въезде могут стать ошибки в визе, отсутствие обратного билета, путаница с именем или несоответствие данных в документах.
В Черном море стали все чаще встречаться тропические и средиземноморские виды рыб. Ученые связали это с потеплением воды, которое особенно заметно у крымского побережья. За последние годы зафиксировано более 25 новых видов, часть из которых уже образовала устойчивые популяции.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности, изложенной здесь.