«Золушка» Мет-оперы понравилась иркутянам |
26.06.2014 |
Комическую оперу Россини «Золушка» посмотрели вчера, 24 июня, иркутяне в кинотеатре «Художественный» в рамках проекта «TheatreHD». Около двух десятков иркутян спрятались в просторном зале одного из самых старых иркутских кинотеатров, где на протяжении 3,5 часов слушали арии на итальянском. Джоаккино Россини написал эту пьесу по французской версии сказки еще в 1817 году. На сцене нью-йорской Метрополитан-Оперы эта «Золушка» ставилась 12-ый раз. Исполнительница ее роли, известная американская оперная певица Джойс ДиДонато, признается, что исполнять бельканто – совсем непросто: нужно постоянно соблюдать баланс, слушать дыхание. Еще сложнее петь в этом стиле двум сестрам Золушки, этим актрисам приходится петь и при этом постоянно быть в движении. По их признанию, это колоссальное напряжение. Пьетро Спаньоли, дебютирующий в Мет в роли слуги Дандини, Алессандро Корбелли (он играет роль отчима Золушки Дона Маньифико) и Лука Пизарони – наставник принца, Алидоро сравнивают исполнение бельканто с «таким олдскульным рэпом Россини». «Когда читаешь речитатив – ты будто тренируешься в тренажерном зале», – пометил Алессандро Корбелли. Дирижером этой постановки стал итальянец Фабио Луизи, «Золушку» он ставил впервые. Фабио Луизи уверяет: исполнять бельканто очень сложно – оркестр также постоянно находится на пределе, такой спектакль – это итог совместной работы оркестра, дирижера и исполнителей. Эта «Золушка» иркутскому зрителю была непривычна – вместо злой мачехи здесь оказался злой отчим, вместо туфельки на балу Золушка оставила принцу браслет. И завязка пьесы в первом акте уже дает зрителю намек, что это будет скорее комедия положений, чем классическая сказка. Здесь принц выдает себя за лакея, а лакей – за принца. Золушка надевает небесного цвета платье и становится принцессой. Ее отчим примеряет поварской колпак – и вот он уже законодатель вкусных блюд на балу в замке у принца. Роль феи здесь отведена нищему, которому постоянно помогает героиня сказки Шарля Перро. Он снимает с себя круглые очки, скидывает накидку с капюшоном и превращается пусть не в фею, но в доброго фея-крестного с золотыми крылышками. Все остальное – как в сказке у Шарля Перро – гордыня наказана, добродетель торжествует. Декорации спектакля скорее массивные, чем красивые. Отдельного внимания заслуживает летящий золотой конь – он появляется в сцене, где отец трех сестер, разгневанный, пытается интерпретировать свой испорченный сон. Много внимания уделено нарядам сестер Золушки – девушки постоянно переодеваются и надевают одно платье нелепее другого. К слову, внутренний мир глупых сестер Золушки подчеркивают и яркие розовые румяна на выбеленных лицах, и сломанный диван, на который они то и дело заваливаются. Впрочем, ненапомаженные лица в этой пьесе только у самой Золушки и принца, его, кстати, сыграл мастер бельканто Хуан Диего Флорес. Возможно, это сигнализирует о том, что эти герои устраивают игру с переодеваниями только ради торжества справедливости. «Золушка» в постановке Мет-оперы сделана, конечно, блестяще: на высоте и вокальное мастерство и игра исполнителей, работа оркестра с дирижером. Но нет в этой постановке чего-то того, от чего щемит сердце, когда смотришь «Золушку» «Ленфильма» (речь о фильме 1947 года с Яниной Жеймо в главной роли. - прим. ред.) или Союзмультфильма – наверное, искренности и простоты. Напомним, проект «TheatreHD» стартовал в столице Приангарья в начале мая. В рамках проекта на большом экране предстанут современные постановки именитых мировых театров. Жители Приангарья смогут увидеть классику – балет, оперу, драматические спектакли, которые идут в театрах Лондона, Нью-Йорка и Москвы. Проект «TheatreHD» реализуется в Иркутске впервые. В целом география проекта насчитывает более 30 городов-участников, в их числе Омск, Сочи, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Ярославль и многие другие. 6 мая иркутская публика в рамках проекта «TheatreHD» посмотрела легендарную постановку шекспировской трагедии «Кориолан» в исполнении британского театра «Донмар». А 13 мая жители столицы Приангарья увидели классическую постановку оперы «Богема» Джаккомо Пуччини. 21 мая в «Художественном» показали «Ричарда II» в постановке Королевской Шекспировской компании. 29 мая пришла очередь пьесы «Загадочное ночное убийство собаки», поставленной Лондонским Королевским театром по роману Марка Хэддона. 8 июня иркутянам показали «Фауста» в постановке Шекспировского театра «Глобус». |