На российской эстраде — ренессанс «хорошо забытых» исполнителей. Почему? |
Кирилл Шулика, Rosbalt.ru |
10.06.2025 |
В последнее время нельзя не заметить триумфальное шествие по стране группы «Руки вверх!», которую я помню еще со своего выпускного почти тридцатилетней давности. На концерты любимой группы Александра Овечкина, выступающей сейчас на Урале с тем самым репертуаром выдержкой в четверть века, собираются полные залы. - При этом в Москве висят афиши концерта Леонида Агутина на большой арене в «Лужниках». Его я помню еще со своей младшей школы, но тогда он все же не собирал главный стадион страны. Еще более удивительно то, что большие залы собирает Надежда Кадышева, причем, добрую часть ее аудитории составляют зумеры. Певица вообще стала звездой TikTok. Некоторые считают, что она привлекает молодежь «комфортной абсурдностью» и ярким образом из прошлой доцифровой эпохи. Получается, что напрасными оказались все опасения насчет того, что из-за уехавших артистов (а также тех, кто по разным причины прекратил выступления в России) пропадет сам жанр большого концерта. Хотя, конечно, все это не отменяет того кризиса, который переживает российская культура, ибо не рождаются на той же эстраде новые востребованные образы. Разделение эстрады на официозную и неформальную идет еще с советских времен, когда сложилась практика, что концерты к какому-то юбилею это — Иосиф Кобзон и Лев Лещенко, а в гастрольные туры по стране ездят Алла Пугачева и многочисленные ВИА. Сейчас ведь эстрада тоже поделена на тех, кто работает по государственной повестке и выступает на злобу дня, типа Шамана и Олега Газманова, и на тех, кто поет про юношескую любовь или в какой-то бесчисленный раз перепевает главный хит караоке-баров последних лет — «Седую ночь» Юрия Шатунова. У тех, кого называют патриотическими артистами, нет цели давать концерты в больших залах, поскольку у них совсем иная экономическая модель существования, связанная с получением грантов или подрядов ко всяким региональным Дням города или праздникам сбора огурцов. Все остальные, конечно, хотят собирать большие залы. Однако вряд ли возможно создавать что-то популярное и при этом оставаться внутри так называемых «красных линий». Причем, в отличие от советского времени, эти линии строго не регламентированы. Все зависит от вкусов активных общественников, испытывающих тягу к доносам, поэтому довольно сложно угадать, в чем они увидят крамолу и на что оскорбятся. В такой ситуации «выстреливает» то, что привычно уже много лет. Так сказать, испытано временем и никогда никого не раздражало. Вот поэтому «Руки вверх!» и используют репертуар 25-летней давности, который, как оказалось, отвечает и духу сегодняшнего дня. Это только доказывает, что в России все меняется быстро, но одновременно медленно, давая возможность нашим артистам реже, чем их западным коллегам, обновлять репертуар. Можно даже предположить, что «Руки вверх!» были популярны и пять, и десять лет назад, но просто при гастролях западных звезд и тех, кого сейчас принято считать русскими артистами в эмиграции, в этом было не очень удобно признаваться, типа «друзья не поймут». Сейчас уже, так сказать, стесняться особо нечего. Но в то же время ошибочно думать, что молодежь ходит только на «Руки вверх!» и Кадышеву, что подтвердили буквально всенародные похороны Паши Техника, о котором многие люди даже моего поколения услышали лишь тогда, когда он умер. Он не собирал стадионы, его музыка оставалась в основном в интернете, но это никак не мешало его бешеной популярности. Наоборот, даже помогало, потому что молодежь с ее бунтарским духом любит андеграунд. Собственно, парадокс в том, что люди одного и того же поколения слушают треки Паши Техника и Надежды Кадышевой. И это говорит, что они находятся в поиске того, чем для одной части моего поколения была группа «Кино», а для другой — «Ласковый май». То есть даже не музыкальной группы, а такого явления, которое объединяло бы всех, став частью культурного кода. Но такие феномены не рождаются по запросу, для их появления важны два фактора — конкурентная среда и свобода творчества. И пока у нас проблемы и с тем, и с другим. Кто-то прекратил выступать из-за банальных доносов, а кто-то, понимая, что с ними столкнется, вовсе не начинает. Конечно, свято место пусто не бывает, так что стадионы будет кем занять. Но только вот культура, в том числе и музыкальная, это не про то, чтобы собрать полный зал сегодня, и не про то, чтобы публика потешалась над твоим кокошником, а про то, что спустя годы можно будет дать посмотреть и послушать детям и внукам. - |