Иван Вырыпаев рассказал о новом фильме |
28.11.2012 |
В российский прокат выходит новый фильм Ивана Вырыпаева, режиссера родом из Иркутска, "Танец "Дели". Иван Вырыпаев снял до этого фильмы "Эйфория", "Кислород", его театральные постановки успешно иду не только в России, но и в Европе. Последние два ваших полнометражных фильма — «Кислород» и «Танец Дели» — это киноверсии ваших же спектаклей, для которых вы сами же написали пьесы. Для чего вы работаете с одним и тем же текстом в разных форматах? Мои фильмы не имеют ничего общего со спектаклями, о которых вы говорите. Театр вообще нельзя снять на камеру. Ну, то есть физически можно, и это часто делают, но эффект воздействия на зрителя пропадает. Спектакли можно смотреть только в театре. В этом-то и вся суть, что там живой актер перед вами, живая энергия. Кино устроено совсем по-другому. Поэтому два моих последних фильма — это именно фильмы, и к театру никакого отношения не имеют. Единственное, что их роднит с театром, — это тексты. Как и спектакли, эти фильмы сделаны по моим пьесам. Но пьеса в кино решена уже совсем по-другому, чем на сцене. Это так же сопоставимо, как выступление рок-группы на концерте с их клипом на эту же песню. На концерте живая энергия, а клипе музыка превращается в кинообраз. А почему вы повторно возвращаетесь к одним и тем же текстам? Они вас не отпускают? Я снимаю фильмы по своим пьесам по двум причинам. Во-первых, расширение аудитории. Ведь жители Владивостока не могут прийти ко мне на спектакль в Москве. Во-вторых, деньги. В кино больше платят. Насколько для вас вообще важно снимать кино? Это жизненная необходимость или получение нового опыта? Сегодня, когда виды искусства и жанры потеряли всякое самостоятельное значение, уже неважно, как и с помощью чего ты общаешься со зрителем. Главное, чтобы тебе было что сказать. А как и каким способом: фотография, живопись, кино, театр, музыка — не столь важно. Как можешь, так и говоришь. Критерий сегодня только один. Попадает это в зрителя или нет. Других критериев в искусстве сегодня нет. Чем для вас является кино? Языком, на котором можно говорить с другими людьми. Искусство для меня — это возможность поставить вопрос. И к себе, и к зрителям. А кино или театр — это способы, которые мне помогают ставить эти вопросы. С помощью камеры, актеров, монтажа и музыки я могу обозначить тему и выделить вопрос. При этом очень важно, чтобы этот вопрос получился не просто интеллектуальный, а прежде всего эмоциональный. Чтобы этот вопрос оказался важным и мне, и зрителю. И вот для этого искусство. Вам самому какое кино нравится? Я малообразованный человек в кино. Лично мне нравятся американские телесериалы. Любимые из них: «Босс», «Доктор Хаус», Homeland. То, что ваши последние два фильма разбиты внутри на части, — в этом есть что-то от сериалов? Сегодня в постмодернизме все состоит из частей. Все разлетелось на части. Меня же интересует то, что объединяет эти части. Ведь что-то же все это объединяет? В фильме «Танец Дели» все объединяет тот, кто фильм смотрит. То есть зритель. Все эти семь фильмов соединяются в один в сознании зрителя. Сериал вы не хотели бы сделать? Очень хотел бы снять сериал. Я мечтаю написать и снять сериал. Но я не уверен, подошло бы то, что мне интересно, «Первому» или ТНТ. Те сериалы, которые я люблю, не показывают по этим телеканалам. Ну, и нужно сказать, что у меня пока не получается придумать сериал, не хватает таланта. В «Танце Дели» герои говорят о разных вещах, в том числе о фальши. Чем она для вас является? Когда делаешь то, чего не чувствуешь. Но без фальши нет жизни. Пока ты живешь, то так или иначе где-то и когда-то, время от времени или очень часто, фальшивишь. Мы все фальшивим в большей или меньшей степени. А как можно делать то, чего не чувствуешь? Я не знаю. Я в творчестве этого ни разу не делал. В жизни делал когда-то, и это было ужасно. Где меньше фальши — в кино или театре? Фальшь есть повсюду. Ничего в этом нет странного. Не нужно комплексовать, если вдруг сфальшивил. Секрет в том, что чем глубже познаешь себя, тем больше видишь, насколько ты фальшив. Вчера моя жизнь казалась мне правдивой, а сегодня я смотрю на себя и вижу, сколько в ней фальши. А завтра так же буду видеть свой сегодняшний день. И так до тех пор, пока не дойду до конца. То есть до реальности, которая в основе всего. У вас очень герметичное кино, рассказывающее про внутренний мир. Внешний мир вас мало волнует? Внутренний мир и внешний — это одно целое. Внешний мир — это выражение внутреннего. Вот как шоколадный заяц. Что такое шоколадный заяц? Это же шоколад. Понимаете, о чем я? Это шоколад, принявший форму зайца. Как можно одно отделить от другого? У вас в фильме есть ироничная ремарка про оппозицию. Вы все это не разделяете? Протесты — это часть нашего мира. Сам я тоже часто протестую. Например, против слишком горячего чая, очереди в банке и запаха пота от рядом стоящего мужчины в метро. Мы так устроены, что все время протестуем. Протестуем против протестов. Перестать протестовать — то же самое, что перестать отделять себя от внешнего мира. Это значит осознать, что мир, который тебя окружает и твой мир внутри, — один и тот же мир. Что «я» и есть мир. Не «я» в мире. А «я» — мир. И вот когда это осознаешь, то можно и на митинги ходить, и в баню. Куда угодно, вообще. Оппозиция делает свое дело, и Путин делает свое дело. А я делаю свое. Главный вопрос — что в этом мире постоянное и непреходящее? Официальный бюджет фильма — 400 000 долларов. Какой-нибудь «Портрет в сумерках» обошелся в несколько раз дешевле. Мы не экономили деньги. Потратили столько, сколько было нужно. Бюджет ушел на гонорары, на репетиции, на съемки, на постпродакшен. 400 тысяч — не много для кинопроизводства. Но нам хватило. Действие в фильме происходит в одной декорации. Для вас это было принципиальным решением? Вначале мы хотели строить больницу. И у нас планировался медицинский персонал. Но потом мы вдруг поняли, что тогда все пропадет и потеряет смысл. Тогда мы решили сосредоточиться только на смысле и теме — через игру актеров и текст. Едва ли не единственное, что о вас написано в русской Википедии, — что вы серьезно увлечены исламом. Это действительно так? Я видел это. Но это странное недоразумение. Я долго не мог понять, откуда это могло взяться. Но потом вспомнил. Несколько лет назад я ставил спектакль по стихам казахского поэта Абая Кунанбаева. Про него говорили, что он суфий. Наверное, в одном из интервью я с восхищением сказал о суфизме. Сейчас нет времени объяснять, что такое суфизм. Да и не мне это делать. Но я точно не мусульманин. Очень смешно, что там так написано. Хотя ислам я уважаю всем сердцем — как и другие великие религии. Вы сейчас живете в Варшаве и почти не бываете в Москве. Чем вы там занимаетесь? В Варшаве я работаю в театре. Ставлю спектакли и воспитываю свою дочь, которой четыре месяца. Но я живу между Варшавой и Москвой. Сейчас больше в Варшаве, а с апреля буду почти все время в Москве. Насколько удобно жить на два города? Жизнь на две страны многому учит. Прежде всего я смог со стороны, глазами европейцев, посмотреть на Россию. Это позволило увидеть то, что раньше я не замечал. Я стал сильнее любить свой народ и свою страну. Но жить на два города, конечно, тяжеловато. Много приходится летать на самолете. Это не только утомительно, но еще и дорого. С апреля вы вступаете в должность художественного руководителя театра «Практика». На кино у вас время останется? Я хочу снимать кино. Но у меня нет денег. Я подаю заявки в Фонд кино, но мне пока что отказывают. И я подаю повторно. Недавно вот отправил заявку на фильм по моей новой пьесе, но, кажется, мне снова отказали. В этом нет ничего страшного. Значит, пока что не буду снимать. Может, когда-нибудь удастся снять еще один фильм, а может и нет. Я к этому отношусь абсолютно философски. Интервью взял Антон Сазонов Источник: |