А поконкретней?
ПРОСТО ХИХИКС
2022-09-29-13-14-55
Мы, иркутяне
  • Как Ходор до Иркутска не долетел

    В словаре В. Даля про словечко «ходор» сказано следующее: «ходить ходором» это «расходиться, ходить козырем, кричать, браниться, хорохориться». И пример Даль такой приводит: «Петух ходором расходился!». Получается, что судьба Михаила Борисовича Ходорковского* была прямо его фамилией обозначена.

Прогулки по старому Иркутску. История Спасской церкви

Наталья СМОЛЯНИНОВА   
10.09.2013

Вечером 4 сентября несколько десятков людей совершили прогулку по "Иркутску православному". Узнать много нового о свое городе, о его прежнем историческом облике иркутяне могли у известного телеведущего и историка Александра Снарского.

На этот раз разговор состоялся преимущественно о Спасской церкви, но не только об ее здании, так как история Спасского храма начинается вовсе не с него, но и о первых православных христианах, появившихся на территории Иркутской губернии, об историческом прошлом Иркутска в целом. Всем, кто не успел побывать на экскурсии, мы предлагаем подробный отчет о прослушанной лекции. То, что будет интересно и познавательно - гарантируем.

К слову, Спасская церковь - это не только первый храм, но и второе каменное здание города и на сегодняшний день древнейшее каменное сооружение. Но помимо него существовал еще и первый деревянный храм Иркутска - Спасский, который был решен в традициях деревянного зодчества второй половины семнадцатого века.

На Иркуте, на левом берегу в миле от устья, была построена избушка или зимовье, как называют летописи, в которых первые упоминания о русских в Иркутске относятся к 1620 году. Кто были основатели этого зимовья - сейчас трудно сказать. Кроме летописных и устных преданий об этом, к сожалению, материалов нет. Это могли быть служивые люди или промышленные, или гулящие (без каких-либо отрицательных коннотаций в этом слове).

Всерьез об Иркутском остроге мы начинаем узнавать из исторического документа Якова Похабова, который сообщает о том, что он с служивыми людьми поставил Иркутский острог, который был совсем небольшой, примерно девять на восемь саженей (восемнадцать на шестнадцать метров). В донесении, дошедшем до нас, говорится о том, что Похабов построил несколько башен и государев амбар. Это небольшое сооружение (мы говорим о 1661 годе) которое, к сожалению, было построено наспех, в условиях не совсем подходящих для крупного строительства и в скором времени пришедшее в негодность. Уже здесь появляются те контуры острога, которые хрестоматийно известны всем, некое здание квадратной формы, которое было построено Андреем Афанасьевичем Барнешлевым - английским дворянином, его настоящее имя при рождении - Уильям Барнсли. В молодые годы он попал на русскую службу в Сибирь и провел здесь всю свою жизнь. Имеющий возможность переехать в центр, он остался служить в Сибири. Волей судьбы вышло так, что в 1670 году Барнешлев был направлен на исправление, вернее на новую постройку Иркутского острога (его размер пятьдесят на пятьдесят саженей, то есть сто восемь на сто восемь метров). Надо учитывать, что острог не был статичен, он достраивался, расширялся... Частью этого острога является сохранившееся здание Спасской церкви.

Первое селенье русских, то самое зимовье, которое упоминается с датой 1620, стояло непосредственно на Иркуте. Иркут первое время назывался по имени местного князька Ян-даша.

К сожалению, данные о тех или иных сооружения Иркутска кроме каменного здания Спасской церкви - неточны. Требуются очень серьезные археологические изыскания, чтобы установить точные даты. Но следую хрестоматийным представлениям мы более менее можем представить, где находилось то или иное сооружение.

Всем пришедшим на экскурсию были показаны иллюстрации Спасской башни Илимского острога, она находится в музее Тальцы. Сразу возникает логичный вопрос: почему была показана Спасская башня, ведь мы говорим об Иркутске? Да все потому, что Иркутская башня была построена на три года позже (острог Бернышлева), и вернояно, они были похожи. Обе башни называются Спасскими, и это не случайное совпадение, башни острогов на территории всей России очень часто называли Спасскими. Почему именно так? Башни и другие аналогичные сооружения чаще всего основывались казаками и служивыми людьми, а это, в те времена, всегда православные. Они воплощали в жизнь не только государственную политику, но и церковную. Везде, где вступала русская государственная власть, первопроходцы и основатели стремились построить часовню или храм. А Спасскими их называли от того, что очень часто сибирские первопроходцы несли с собой рук Спаса как символ своей веры, который в наиболее достоверном виде повествует о ключевой фигуре христианства - фигуре Иисуса Спасителя.

Часовня в то время выполняла защитную функцию основного проезда, и поэтому внешняя его часть должна быть и выглядеть крепкой и сильной. Представьте себе страшное двадцатиметровое бревенчатое здание, содержащее в себе явную угрозу и вызов, даже некая маскулинность. Кроме того, существует еще и декоративная часть этой часовни, включавшая в себя по выражению Александра Снарского "нежно-архитектурно-задумчивые черты" (часовня украшалась маковками, иконами и т.д). Сооружение являло собой зримый архитектурный образ сотрудничества светского и духовного.

Слушателям лекции были зачитаны отрывки из исторических документов, а именно цитата из донесения Барнешлева, содержащее описание расположения архитектурных сооружений в то время.

Так как внутреннее пространство храма было не слишком просторным (особенно после того как к город разросся, и возникла необходимость в расширении молитвенных помещений), клир храма обращался к местному руководству, чтобы доложить, что им очень сложно проводить богослужения. Однажды и вовсе случилась трагедия: во время традиционных пасхальных служб, которые очень многолюдны, провалился пол.

Было принято решение сделать пристройку к церкви. С северной стороны храма поставили двухэтажный пристрой, который был очень невзрачен с архитектурной точки зрения. В ходе последней реставрации храма в 2007-2011 году, Спасский приход хотел, чтобы его восстановили, однако исторический облик здания восстановлен реставратором Аранской совершенно справедливо. От этой поздней архитектурно неудачной пристройки пришлось избавиться. И в ходе реставрации в советский период в 70-80-ые годы здесь были восстановлены довольно достоверные архитектурные элементы.

На часовне Спасской церкви располагался первый в Иркутске часовой механизм, так называемые боевые часы (часы с перечасьем). Если вы сейчас представили циферблат и стрелки - то вы находитесь в заблуждении, это был просто механизм, который очевидно заводился и с регулярностью в полчаса оповещал горожан о времени. Эти "часы" первоначально находились на колокольне Спасской церкви, но в последствии, когда произошел пожар, они были перенесены на Сергиевскую башню.

Деревянная церковь простояла до 1716 года. К 1716 году владыка сибирский дал распоряжение объединить клир Богоявленской (тогда еще тоже деревянной) и Спасской церквей и вести службы по очереди. В 1716 году, когда была построена каменная церковь, деревянные церкви (Спасская и Богоявленская) и ряд казенных деревянных строений сгорели. Лектор предостерег от распространенных ошибок: считается, что каменная Спасская церковь была построена вместо деревянной или на ее месте - это не так. На самом деле, практически одновременно с деревянных храмом началось строительство каменного. Получается, что было две Спасские церкви. Скорее всего каменное здание стали ставить из-за проблем с каменным зданием, но разобрать деревянное здание у первых иркутян рука не поднималась.

Где-то в районе современной проезжей части возле Спасской церкви располагалась приказная изба или воеводская канцелярия. Это было первое здание Иркутска. Чтобы не возникло путаницы, поясню: Спасская церковь - это древнейшее каменное здание Иркутска из сохранившихся, это первая каменная церковь нашего города. Но исторически первым каменным зданием является приказная изба, построенная по указу государя, который задумал начать каменное строительство. И стольник и воевода Шишкин начал, но вместо двора построил двухэтажную каменную избу, в которой внизу располагались амбары, а вверху была казенная часть, где жили воевода и подьячие. Это было сооружение высотой и шириной в десять метров, и длиной в двадцать, и это было весьма "суровое" по внешнему виду здание. Оно выходило северным фасадом на реку и являло собой портовое сооружение.

Первый ярус приказной избы (он выходил на Ангару и располагался с северной стороны) был совершенно "глухим", он не имел ни окон, ни дверей. Все архитектурные элементы декора находились с южного фасада. Второй ярус избы имел небольшие три окна. Древнерусское зодчество не знало внутренних лестниц, поэтому с одной стороны к избе было пристроено деревянное крытое крыльцо, откуда можно было подняться на второй ярус. На сегодняшний день мы имеем довольно подробный рисунок Лосева, который фиксирует внешний вид избы, а также мы имеем южный фасад Спасской церкви, который дает нам представление о внешнем облике воеводской канцелярии.

Стоит упомянуть и о надписи, которая была сделана на избе: "Божию милостию в лето спасения в 1704 году по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича построена сия палата при стольнике и воеводе Юрии Федоровиче Шишкине".

Кстати говоря, если бы не вышел указ о строительстве каменных государственных зданий, в Иркутск бы не попали архитектор, который построил Спасскую церковь. Или каменное строительство могло бы состояться намного позже. Цитата о феномене каменного строительства в Сибири. Шишкин запросил сибирский приказ как ему и было велено и сообщил о том, что в городе совсем нет каменщиков и строить-то, собственно, не из чего. К нему было направлено двое специалистов: Моисей Иванович Долгих и его помощник Киприан, который, как сообщают документы умер по дороге. Таким образом, первый строитель приказной избы, а в последствии и архитектор Спасской церкви оказался в полном одиночестве перед довольно таки сложной задачей. Строители того времени были довольно многопрофильны, они владели целым набором специальностей. Моисей Иванович умел самостоятельно жечь известь, печь кирпичи, обрабатывать белый камень и т.п.

Приказную избу снесли в 1835 году, там был процесс укрепления береговой линии, тогда к памятникам тогда относились не так трепетно, как у нас сейчас делаем, хорошо, что снести первую каменную церковь тогда мало кто решался и она сохранилась до настоящего времени.

Как мы видим, между Спасской церковью и приказной избой существует глубокая историческая и архитектурная связь.

На нынешней проезжей части на улице Сухэ-Батора, раньше располагалась Сергиева башня Иркутского острога, которая была построена примерно в то же время, что и Спасская (приблизительно в 1670 году). Вниманию всех гуляющих по Иркутску православному представили иллюстрации реконструкции Иркутского острога (в том числе и Сергиевской башни), Бориса Ивановича Лебединского, иркутского графика начала двадцатого века.

Сергиева башня была демонтирована вместе со всем острогом в конце восемнадцатого века. До той поры, пока к каменному храму не пристроили большую колокольню, здесь, на Сергиевской башне располагались первые "колокола". Изначально использовали било (на штангах были подвешены даже не колокола, а куски железа, естественно, ни о каком благозвучии не могло быть и речи) или звонницу, которая выполняла совершенно утилитарную роль: оповещало прихожан о начале службы. Когда в эти "колокола" били, создавалось впечатление, что звон идет из Спасского храма, а вовсе не из Сергиевской башни. Постепенно стали замечать, что чем выше располагается звонница, тем больше прихожан приходит в храм, так как звон слышали больше людей. И звонницы становились все выше и выше до тех пор, пока не выросли в отдельные архитектурные сооружения, которые ставились рядом с храмом или устанавливали на храмах.

Колокольный звон вообще очень символичен для русского человека, ведь он сопровождал наших предков от колыбели до могилы, звучал на протяжении всей их нелегкой жизни.

Сразу после строительства приказной избы Моисей Долгих, первый Иркутский архитектор, начал подготовку к строительству храма. Существует некоторые исторические неясности, из-за которых непонятно, почему архитектор приступил к строительству храма лишь в 1706 году, в то время как строительство приказной избы велось уже1703-1704 годах. Почему Моисей Иванович медлил - не понятно до сих пор. Возможно, ему было необходимо подготовить материал, обучить будущих строителей, каменщиков и кузнецов, которые ковали решетки и двери. Итак, в 1706 году приступили к строительству храма: здание это двухэтажное, но при этом - трехъярусное. В 1710 году был окрещен верхний предел храма, в 1713 - нижний. Колокольня была построена практически полвека спустя.

Стоит упомянуть и о костнице (крипте), которая была восстановлена по результатам археологических работ 2007-2011 годов, по традиции она находилась возле каждого древнего православного храма. Христианские верования воспринимают человеческую смерть как успение - временный переход в другую жизнь. Успение будет продолжаться до пришествия Страшного суда, когда воскреснут все мертвые и будут судимы. Традиция захоронений возле храмов объясняется этим верованием.

В девятнадцатом веке на Спасской церкви появляется наружная роспись. Стоит упомянуть, что внешняя роспись православного храма - достаточно редкое для Сибири явление. В древней Руси это практиковалась с древних времен, но в Сибири мы с этим феноменом практически не сталкиваемся, исключением является только Спасская церковь. Вместо стекол, которые появились лишь в восемнадцатом веке, в церкви были искусно декорированные оконницы из свинца и слюды, которые превращались в витражи, когда их подкрашивали. Такие оконницы пропускали очень мало света, поэтому в помещении почти всегда царил полумрак, освещенный лишь мерцанием свечей.

Начало девятнадцатого века - это время прославления первого иркутского епископа - Иннокентия Иркутского, святого и чудотворца, нетленные мощи которого и сейчас почиют в нашем городе в Знаменском монастыре. Это был необыкновенно образованный человек для своего времени, он окончил Киевскую духовную академию, руководил Александро-Невской лаврой. Он пробыл руководителем духовной епархии Иркутска всего около четырех лет. Иннокентий представился в 1731 году.

В Спасском храме проповедовали все первые священники города Иркутска.

Слушателям лекции было предложено представить себя в качестве первых прихожан храма и прослушать первую проповедь Иннокентия Иркутского о блудном сыне (был зачитан исторический документ). Надо сказать, что именно св. Иннокентий заложил в Иркутске прочные основы нравственности своими проповедями, и то, что они до нас дошли в письменном виде говорит о том, что проповеди пользовались популярностью среди людей, раз нашлись те, кто записал и сохранил их.

В советский период два храма Богоявленский и Спасский, не смотря на то, что являлись памятниками архитектуры и древнейшими Иркутскими храмами, тем не менее подвергались нападкам со стороны власти. Храмы находились возле областного дома Советов, а это смущало его обитателей и в конце концов был поставлен вопрос о сносе зданий (предлагали даже просто столкнуть здания бульдозерами в Ангару). В 1866 году в ходе обсуждения проекта будущего кафедрального собора, тогдашний владыка предложил снести Спасскую церковь и на этом историческом месте построить новый собор. Но иркутяне отстояли Спасскую церковь.

В 60-ые годы во время активной борьбы с религией, Хатьянов - руководитель художественного музея и ряд других общественных деятелей написали письмо в Москву, откуда в Иркутск была направлена архитектор Галина Геннадьевна Аранская, блестящий специалист, работавшая с памятниками до этого в центральной России. И вместо того, чтобы дать заключение о сносе Спасского и Богоявленского храмов, она отстояла их право на существование, заявив, что это памятники областного значения и сносу не подлежат. Вскоре было принято решение о начале реставрации под ее непосредственным руководством. Кроме того, именно эта женщина была инициатором реставрации дома Трубецкого и устройства музея на сорок седьмом километре Байкальского тракта.

Галина Аранская была влюблена в Иркутск до конца своей жизни.

Именно на Галине Геннадьевне Аранской, как завершающей ноте, на последнем человеке участвовавшем в судьбе Спасского храма завершилась тринадцатая по счету прогулка по Иркутску.

 
ПРОСТО ХИХИКС
гаджеты новости
ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2024-10-04-10-40-00
Популярный актер театра и кино Александр Збруев попал в больницу в Москве. Об экстренной госпитализации звезды «Большой перемены» и «Бедной Саши» сообщает Super .
2024-10-04-01-05-49
Орехи обязательно должны присутствовать в рационе питания. Так считает врач-токсиколог Михаил Кутушов
2024-10-03-10-13-55
Частые походы мужчин в туалет по ночам — не просто безобидная привычка. Это может свидетельствовать о проблемах со здоровьем, рассказал врач высшей категории Андрей Смерницкий
2024-10-03-00-35-12
Российские рыбаки выловили в Приморье акулу размером с надувную лодку. Специалисты определили, что это серо-голубая акула, или короткоперый мако.
2024-10-03-00-32-18
Живущий ныне в США популярный певец выступит на юбилее Игоря Крутого
БайкалИНФОРМ - Объявления в Иркутске