Умерла создательница бренда Zara |
По материалам СМИ |
22.08.2013 |
Недавно от инсульта скончалась самая богатая женщина Испании Росалия Мера, бывшая супруга Амансио Ортеги. Она создала вместе с ним текстильную империю Inditex и бренд Zara. Обладательница состояния в 4,724 млрд евро, 66-й номер в списке миллиардеров мира по версии журнала Forbes, проводила свой отпуск на Балеарских островах. 14 августа женщина почувствовала себя плохо. Вызванная бригада неотложной медицинской помощи, диагностировала инсульт. 15 августа, около 8 вечера она скончалась в частном госпитале Сан-Рафаэль в Ла Корунье от острого нарушения мозгового кровообращения. История успеха Розалия Мера родилась в небольшом испанском городке Галасии в 1944 году. Бизнесом начала заниматься вместе с мужем Амансио Ортега, который, к слову, сейчас является одним из самых богатых людей Европы. Супруги у себя дома организовали ателье по пошиву качественного, но, в то же время, и не дорогого нижнего белья и пижам. Интересна сама по себе история того, как Амансио и Розалия вообще пришли к мысли о собственном деле. Существует версия, что идея выпуска одежды по доступным ценам посетила молодых людей во время одной из их прогулок по городу Ла-Корунья. Розалия увидела в витрине магазина шелковый пеньюар, но тогдашний достаток семьи не позволял сделать такую дорогостоящую покупку. Амансио, имея за плечами опыт работы подмастерьем у известного дизайнера, своими руками пошил такой же пеньюар, но с гораздо более низкой себестоимостью. Розалия Мера и Амансио Ортега открыли семейный бизнес. Их популярность росла, да и реклама среди клиентов делала свое дело – со временем стали появляться даже оптовые заказы. Всю работу, начиная от первоначального эскиза и заканчивая готовой вещью, предприниматели делали самостоятельно. Возможно, предприятие и дальше развивалось бы в подобном русле, если бы не случай, заставивший Розалию и Амансио действовать решительно. Супруги выполнили заказ на большую партию одежды, но клиент в последний момент от нее отказался. Возник вполне закономерный вопрос: что делать с готовым товаром, ведь деньги в него уже вложены. Но, как известно, худа без добра не бывает, и эта ситуация – прямое тому подтверждение. Розали предложила открыть свой небольшой магазинчик и там сбывать нереализованный товар. Так у бизнесменов в 1975 году появилась первая собственная точка продаж. Изначально она должна была называться Zorba (в честь героя одного из любимых фильмов супругов), но проблемы с регистрацией заставили отказаться от этой идеи. В результате, сегодня мы имеем один из самых процветающих мировых модных брендов – ZARA. Перевернуть модный мир Дела бизнеса шли хорошо, новые коллекции одежды поступали на рынок 2-3 раза в год. В принципе, подобная схема была успешна, но не всегда эффективна. Выпуская новую коллекцию, владельцы бренда ZARA должны были угадывать предпочтения и вкусы потенциальных покупателей на полгода вперед. Задача, согласитесь, не из легких, учитывая динамику изменений тенденций в мире моды. Таким образом, всегда существовал немалый риск невостребованности товара и возникновения убытков. Нужно было искать выход из этого замкнутого круга. Помощь для компании пришла в 1984 году в лице специалиста по информационным технологиям Хосе Марии Костейяно. Она разработала определенную схему функционирования компании, которая смогла обеспечить самому предприятию устойчивую прибыль, а ее владельцам, в последствие, первые строчки рейтинга cамых богатых людей мира журнала Forbes. Суть подхода заключалась в том, что разработкой и выпуском новых коллекций "ZARA" занимался не один модельер, а целых 200. Они параллельно и одновременно работали над созданием одежды на основе популярных моделей и новинок домов моды. За счет большого штата сотрудников обеспечивалось быстрое реагирование на даже самые малейшие изменения трендов и предпочтений клиентов, осуществлялась доработка уже готовых моделей, вносилось разнообразие в их цветовую гамму и используемые при пошиве материалы. Теперь весь процесс продакшена новинок одежды не занимал больше месяца, а их модернизации – больше двух недель. Эти изменения и стали основой концепции fast fashion или "быстрая мода". Инновации Хосе Марии Костейяно коснулись не только непосредственного процесса производства, но и процедуры инвентаризации. Она стала инициатором внедрения нового программного обеспечения, основанной задачей которого являлось хранение всей информации об учете товара на складах и обеспечение ею всех магазинов сети. Подобным образом гарантировалось отсутствие большого количества возвратного товара. В 1985 году на основе сети магазинов ZARA была создана корпорация Inditex, которая на сегодняшний день объединяет более 5000 магазинов в 77 странах мира (в том числе, и в Украине) под брендами ZARA, Oysho, Massimo, Dutti, Bershka, Pull and Bear, Zara Home, Stradivarius, Uterque. Мировая экспансия ZARA началась в 1988 году – открылся первый зарубежный магазин в Португалии. Затем, год спустя, настала очередь США, еще позже к мировой сети присоединились магазины во Франции – сердце мировой fashion-индустрии, Бельгии, Швеции, Турции, Кипре и т.д. Основными отличительными чертами ZARA являются доступные цены, схемы производства/продаж и количество наименований продукции. С первым пунктом все понятно, а вот второй подразумевает следующее – при разработке и выпуске новой коллекции компания сразу производит около 50-60% всей продукции, а остальная часть появляется в течение всего сезона. К тому же, процент распродаж по скидкам составляет около 15-20% от общего объема производства. Что же касается ассортимента продукции, то здесь тоже все довольно просто. Если фирмы-конкуренты выпускают приблизительно от 2000 до 4000 различных наименований в год, то ZARA предлагает своим клиентам более 11000 наименований товаров. Политика менеджмента направлена на то, чтобы привлекать покупателей посещать магазины как можно чаще. Для этого коллекции постоянно обновляются, и вещи не задерживаются в бутиках больше, чем на месяц. Такой подход дает свои результаты – по статистике, один и тот же покупатель посещает магазины сети, расположенные на центральных улицах городов Испании, около 17 раз в год. |